Публикации за 18.05.2025

Новости ВК

18.05.2025

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста». «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Нарушения в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия звуковой системы, приводят к трудностям овладения правильным звукопроизношением. Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет: во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разного уровня. Интерес детей к дидактической игре достигается различными приемами. В играх на развитие фонематического слуха используются различные задания, которые активизируют деятельность детей: поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; определить букву на ощупь и т. д. Оживляет интерес к игре и ввод новых вариантов, дополнительных заданий (например: найти картинки на заданный звук и раскрасить их, элементов соревнования (кто быстрее выполнит задание, решит задачу, кто больше назовет предметов и т. д.). Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры должна быть положительной. Вот примеры некоторых дидактических игр, которые можно предложить детям в самостоятельной деятельности. "Найди одинаковые звуки" Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука. Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук (например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант).Вариант: раскрасить эти картинки. "Что лишнее?" Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком. Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю (указание: обрати внимание на первые звуки) (например: бабочка, бант, заяц, бочка, кот, ель, козел, колобок, зонт, замок, шар, заяц). Варианты игры: обратить внимание на последний звук (соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус); на количество слогов(например: кот, мак, рак, лиса); на гласный или согласный звук начинается слово(например: азбука, дерево, стол, медведь); на мягкий или твердый согласный начинается слово (например: зуб, свеча, лампа, лиса); "Внимательные руки" Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления. Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета).Варианты игры: определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине,конце слова, его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова. "Путаница” Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух. Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т. д.) "Подбери слог и закончи слово” Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха. Задание: подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово (например: ва-за,ня,ся,та; ро-за,).Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно. С уважением, учитель-логопед, Дяшук И.О.Хочу такой сайт

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».