Подписано цифровой подписью:
Рямова Наталья Витальевна
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН
ЮЛ=7710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство
России, CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 5 Сентябрь 2023 г. 15:00:26
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей раннего и
дошкольного возрастов, а также педагогических работников;
- признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных
видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.6. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС ДО.
1.7. Программа направлена на:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
1.8. Срок действия Положения не ограничен, действует до принятия нового.
2
2.Технология разработки программы
2.1. Программа разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно в соответствии
с ФГОС ДО, с ФОП ДО.
2.2. Программа разрабатывается рабочей группой, созданной приказом по Учреждению.
2.3. Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебнометодического обеспечения, образовательных технологий по реализуемой ими программе.
2.4. Ежегодно по итогам полноты реализации Программы и качества образования
воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения.
2.5. Изменения и дополнения Программы утверждаются до начала учебного года на
Педагогическом совете.
3.Требования к структуре программы и её объёму
3.1. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного
образования Программа состоит из двух частей:
- Обязательной части.
- Части, формируемой участниками образовательных отношений.
3.2. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные
и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы,
направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах
деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной
работы.
3.3. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
3.4. Титульный лист – структурный элемент Программы, представляющий сведения о названии
программы Учреждения ее реализующем.
3.5. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
3.5.1.Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты
освоения программы, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов.
3.5.2.В пояснительной записке Программы представлены: цели, задачи, принципы и подходы
её формирования; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
3.5.3.Содержательный раздел Программы включает:
-описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в
пяти образовательных областях);
-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов;
В содержательной части Программы представлены: особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы;
особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с
3
особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей
к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
Парциальных и иных программ и (или) созданных самостоятельно.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы
детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- выбор тех Парциальных Программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции Учреждения: тематические дни, месячники и др.
3.5.4.Организационный раздел Программы включает: описание психолого-педагогических
условий реализации программы, особенности организации развивающей предметнопространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение
Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания; перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных
группах, а также перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений; кадровые условия. В данном разделе представлены режим и распорядок дня,
календарный план воспитательной работы.
3.5. В случае если обязательная часть программы соответствует ФОП ДО, она может
формироваться в виде ссылки на соответствующие пункты ФОП ДО. Обязательная часть
должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 ФГОС ДО, в случае если
она не раскрыта в ФОП ДО.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть
представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую
ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений
парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
3.6. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая
презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и
доступна для ознакомления на сайте, информационном стенде Учреждения.
В краткой презентации Программы указаны:
- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа, в том числе
категории детей с ограниченными возможностями здоровья
- ссылка на федеральную программу;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
4. Требования к структурным компонентам программы
4.1. Требования к учебному плану.
4.1.1. Учебный план (система непосредственно образовательной деятельности) - нормативный
документ, устанавливающий перечень образовательных областей, реализующих ФГОС ДО и
требования Федерального, и объем недельной образовательной нагрузки, который отводится
для организованной образовательной деятельности (далее - занятий) в соответствии СП
2.4.3648-20 ,СанПиН 1.2.3685-21.
4
4.1.2. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
4.1.3. Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает выполнение Программы в развитии детей по 5-ти взаимодополняющим
образовательным
областям:
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие, основным целям и задачам каждой
образовательной области.
4.1.4. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает
направление, выбранное участниками образовательных отношений в соответствии с
деятельностью Учреждения по реализации этно- культурного аспекта.
4.1.5. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений: не менее 60% не более 40%.
4.2. Требования к структуре календарного учебного графика
4.2.1. Календарный учебный график регламентирует общие требования к организации и
осуществлению образовательной деятельности по Программе в учебном году.
4.2.2. Содержание календарного учебного графика включает в себя следующее:
- режим работы Учреждения;
- продолжительность учебного года;
- количество учебных недель в учебном году;
- сроки проведения каникул, их начало и окончание;
- перечень проводимых праздников для воспитанников;
- праздничные дни;
- работа Учреждения в летний период (в соответствии с графиком).
5.Требования к оформлению программы
5.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, размер
шрифта 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание
по ширине, абзац 1,25 см, поля сверху и снизу 2см; слева 3см, справа – 1 см; центровка
заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4.
Таблицы вставляются непосредственно в текст.
5.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. На
титульном листе указывается:
- учредитель, наименование образовательного Учреждения;
- грифы принятия решением педагогического совета и утверждения приказом;
- название Программы;
- сроки реализации Программы
- год составления Программы.
5.3. Перечни литературы, перечни музыкальных, строятся в алфавитном порядке, с указанием
города и названия издательства, года выпуска. В перечнях анимационных произведений
указываются: студия, режиссер, год выпуска.
6. Контроль
6.1. Ответственность за полноту и качество реализации образовательной программы
возлагается на воспитателей и других педагогических работников.
6.2. Контроль за полнотой и качеством реализации Программы осуществляется в соответствии
с Положением о внутренней системе оценки качества образования Учреждения.
7. Хранение
7.1. Оригинал Программы, утвержденный заведующим Учреждения, находится в методическом
кабинете Учреждения.
7.2. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.
7.3. Электронный вариант образовательной программы находится у каждого педагогического
работника и используется при планировании образовательной деятельности.
5