Ритмика и танец Кобелева В.А

Слободо-Туринский муниципальнътй отдех упраRления образованием
Муниципальное автономное дополнительное образовательное учреждение
<Слободо -Туринский детский сад <<Родничок>

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
)
Протокол NЪ 7
от<3О >
0{
2024 года

Утверждено Заведуюtций

МДfiОУ
сад

)

авд

q}qддiчоlg|

,

0{

2024rода

Н.В.Рямова
*

fiополнительная обrцеобр€вователъная
общеразвиваюlцая прогр амм а
художественной направленности
<<Ритмика и танец)>

}

Возраст ччащихся: 5-7 лет
Срок реа,тIизации: 1 год

Автор-составитель:
Кобелева Валентина Александровна,
педагог доIIолнительного
образования

с. Туривская Слобода^2024

т:.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Ритмика и танец»
I Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Ритмика и танец»
художественная

II Направленность:
III Сведения о разработчике и
педагоге, реализующем программу
1. ФИО
Кобелева Валентина Александровна
2. Год рождения
1974
3. Образование
Средне-специальное
4. Место работы
МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
5. Должность
педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
7. Электронный адрес, телефон
kva_1974@mail.ru , 89505470554
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта
2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
2

2. Форма обучения:
3. Возраст обучающихся:
4.Особые категории обучающихся:
5. Тип программы:
6.Уровень программы
VI. Характеристика программы
1.По месту в образовательной
модели
2. По срокам реализации
3. По форме организации
4. Цель программы:

Методические
рекомендации
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного
образования
детей,
направленными
письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. №
ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом
(для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963
– Д «О внесения изменений в приказ Министерства
общего и профессионального образования Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований
к
условиям
и
порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной
политике Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 д «Об утверждении методических рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения;
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
очная
5 - 7 лет
общеразвивающая
стартовый
программа разновозрастного детского объединения
1 год, (72 часа)
групповая
Развитие музыкально - ритмических и танцевальных
способностей через овладение основами музыкально 3

ритмической культуры.
5.Учебные курсы/ дисциплины/
- Азбука танца;
разделы (в соответствии с
- Ритмика;
учебным планом)
- Постановочная работа.
6.Ведущие формы и методы Индивидуальные, коллективные и мелкогрупповые
образовательной деятельности
формы. Практическое занятие. Методы: словесные,
наглядные, практические, игровые.
7.Формы
мониторинга Промежуточная аттестация: опрос выполнение заданных
результативности
упражнений.
Итоговая аттестация: опрос выполнение заданных
упражнений. Контрольный показ-отчет
8. Дата утверждения и последней июнь 2022;
корректировки
15.06.2024г

4

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Учебно – тематический план с содержанием разделов
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации и контроля, оценочные материалы
2.3. Методическое обеспечение программы
2.4. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

5

5
7
8
12
13
15
16
17
18

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Ритмика
и
танец»
художественной
направленности;
по
функциональному
предназначению
–
общеразвивающая; по форме организации – групповая.
Общеразвивающая общеобразовательная программа «Ритмика и танец» модифицированная разработана на основе изучения программ данного направления, в
частности Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Ритмическая мозаика» А.И. Буренина, «Веселый каблучок» М. О. Владимировна.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов,
способностей и особенностей детей.
Актуальность образовательной программы определяется запросом со стороны
детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольника,
так как с каждым годом всё больше детей приходит в детский сад с пониженной
эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата.
Вследствие этого появляется зажатость и неуверенность в себе. В связи с этим возникает
задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха,
памяти, воображения, посредством освоения ребёнком музыкально-ритмических
движений.
На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию
ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же
задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены
содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без
музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным
воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в
единое целое движение и музыку.
Отличительные особенности данной программы в том, что она в отличие от
музыки, физкультуры в комплексе способствует формированию чёткости, точности
движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у
них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация,
улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Педагогическая целесообразность программы «Ритмика и танец» определена тем,
что ориентирует каждого воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной
культуре. Программа нацелена на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.
Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественнотворческие и танцевальные способности, фантазия, обогащается кругозор. Занятия
направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Программа «Ритмика и танец» основывается на общедидактических принципах
научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности.
В целях раскрытия педагогического и развивающего потенциала учебновоспитательного процесса по программе акцент в ней делается на следующих принципах:
1) Доступность - обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к
6

неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
2) Систематичность - регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение
количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
3) Закрепление навыков - многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их
самостоятельно, вне занятий.
4) Индивидуально-дифференциальный подход - учет особенностей возраста, состояния
здоровья каждого ребенка.
5) Сознательность - понимание пользы выполнения упражнения, потребность их
выполнять.
Программа относится к «стартовому уровню» поскольку предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения детьми старшего
дошкольного возраста содержания.
Программа «Ритмика и танец» разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования
и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесения изменений в приказ Министерства общего и
7

профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Адресат программы. Программа рассчитана на детей от до 5 до 7 лет. В группу
принимаются все желающие, предварительная подготовка необязательна.
Программа стоится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей данного возраста. Возрастные, психофизические
особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду
деятельности (См.Приложение1).
Наполняемость в группах от 10 до 15 человек.
Объем образовательной программы.
Сроки реализации образовательной программы 1 год, 72 учебных часов.
Режим занятий. Для учащихся занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. В
соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 длительность одного академического часа для детей
дошкольного возраста - 30 минут.
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие музыкально - ритмических и танцевальных
способностей через овладение основами музыкально - ритмической культуры.
Задачи:
Образовательные:
 сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и
освоения программного материала;
 обогащать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру музыкальными
сочинениями;
 сформировать умения соотносить движения с музыкой;
 познакомить с позициями ног и рук классического танца (предусмотренные
программой).
 научить отмечать в движении метр (сильную долю такта), строиться в простейший
ритмический рисунок, исполнять ритмические движения;
Развивающие:
 развивать координацию движений, ориентировку в пространстве;
 развивать ритмические и танцевальные умения и навыки через игру, образ,
«предлагаемые обстоятельства».
 развитвать умения выражать в движении характер музыки и ее настроение.
8

Воспитательные:
 воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми.
 научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих
движений;
 воспитывать интерес и любвь к музыке, потребность слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за
произведения;
 воспитывать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
1.3.Планируемые результаты
Предметные результаты
к концу обучения дети будут:
- уметь отмечать в движении метр (сильную долю такта), строиться в простейший
ритмический рисунок;
- уметь выполнять изученные по программе элементы танца;
- понимать и исполнять ритмические движения;
- иметь обогащённый слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
- могут соотносить движения с музыкой;
- знать позиции ног и рук классического танца (предусмотренные программой).
Метапредметные результаты:
- уметь через образы выражать собственное восприятие музыки;
- ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;
- выразительно и точно выполнять движения;
- уметь чувствовать характер марша и уметь передать его в шаге.
Личностные результаты:
- сопереживать и бережно относиться к партнеру по совместному творчеству;
- дружелюбно общаться в группе;
- бережно относиться к своему здоровью.

9

1.4. Учебно – тематический план
№
п/п
1
1.1
1.2

Название раздела, темы

Азбука танца
Вводное занятие
Основные движения танца
Рисунок танца, ориентация
1.3
в пространстве
2
Ритмика
Темп музыкального
2.1
произведения в движениях
Ритм музыкального
2.2
произведения в движениях
Характер и настроение
2.3
музыки
3
Постановочная работа
Разучивание танцевального
3.1 текста и композиции
номеров
3.2 Творческая деятельность
Итоговое и аттестационные
3.3
занятия
Итого:

Количество часов
Всего
Теория
17
4,5
1
0,5
8
2

Практика
12,5
0,5
6

8

2

6

18

6

12

6

2

4

6

2

4

6

2

4

37

1

36

30

-

30

4

-

4

3

1

2

72

12

36

10

Формы
контроля

аттестации/

пед. наблюдение,
беседа, устный опрос,
выполнение
заданных
упражнений

пед. наблюдение, устный
опрос, контрольное занятие.

участие
в
мероприятиях
разного уровня, концертах
самостоятельная работа
пед. наблюдение, опрос
выполнение
заданных
упражнений.
Контрольный показ-отчет

Содержание учебно - тематического плана
Раздел 1. Азбука танца
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой
раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики,
безопасности и гигиены.
Практика: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии.
Познакомить с требованиями к внешнему виду. Беседа о технике безопасности на
занятиях.
Форма подведения итогов: беседа, опрос.
Тема 1.2. Основные движения танца.
Теория: Основа танца - движение. Элементы танцевальных движений. Правила
исполнения танцевальных движений.
Практика:
 постановка корпуса;
 упражнения для рук, кистей, и пальцев;
 упражнения для плеч;
 упражнения для головы;
 упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений. Ознакомление детей" с элементами танцевальных движений:
 ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
 бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
 притопы: удар одной" ногой" в пол, поочередные удары правой" и левой" ногой;
 топающий" шаг, выставление ноги на носок перед собой;
 хлопки;
 упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)
Выполнение изученных элементов танцевальных движений.
Форма подведения итогов: выполнение диагностических заданий.
Тема 1.3. Рисунок танца, ориентация в пространстве
Теория: Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве, привить навык
держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы. Выполнение упражнений и игры по
ориентации в пространстве. Понятия в танце: круг, линия, стайка, раскатились горошинки,
змейка, круг в круге. Построение по линиям в окошечко (шахматное). Движения: друг за
другом, гуляем по извилистой дорожке. Понятия: поворот, полуповорот, движение
вправо, влево; чувство пространства. Умение останавливаться вместе с музыкой.
Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на
сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком. Изучить простые рисунки
танца для использования их в концертных номерах
Практика:
1. Рисунок танца «Круг»: замкнутый круг; раскрытый круг (полукруг); круг в круге;
сплетенный круг (корзиночка); лицом в круг, лицом из круга; круг парами, круг
11

противоходом. Научить перестраиваться из одного вида в другой.
2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на
задний, передний план); перестроения из нескольких кругов (самостоятельно,
выбрав ведущих).
3. Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток».
4. Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная. Перестроение из «круга» в «змейку»
(самостоятельно, выбрав ведущего).
Форма подведения итогов: самостоятельная работа, пед. наблюдение, выполнение
диагностических заданий.
Раздел 2. Ритмика
Тема 2.1. Темп музыкального произведения в движениях
Теория: Понятие о музыкальных темпах. Классификация музыкальных темпов:
медленный, быстрый, умеренный (изучается последним). Выполнение движений в
различных темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного
темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Ускорение и замедление темпа. Связь темпа и движения.
Практика: Упражнения на движение и навыки освоения темпа. Темповые изменения и
отражение их в движениях: шаге, беге, прыжках и др.:
 постепенное ускорение;
 постепенное замедление;
 постепенное ускорение и замедление;
 сохранение темпа движения после кратковременной остановки музыкального
сопровождения.
Танцевально-ритмическая
гимнастика.
Использование
образных
упражнений:
«Листопад», «Снегопад» и др. Дидактические упражнения и музыкальные игры:
«Регулировщик движения», «Ищи свой цвет», «Бездомная птица» и др.
Форма подведения итогов: пед. наблюдение, опрос
Тема 2.2. Ритм музыкального произведения в движениях
Теория: Понятие «ритм». Длинные и короткие звуки. Паузы и их длительности.
Длительность звуков и амплитуда движения. Движение и пауза.
Практика: Прохлопывание ритма песен. Ритмические упражнения с детскими звучащими
инструментами. Игра с бубном. Ритмические движения с флажками. Отработка тактовых
движений с флажками. Упражнения с мячом под стихотворный текст.
Игроритмика. Дидактические упражнения и игры «Хлопушки», «Топотушки», «Лошадки
бьют копытом», «Ловим комаров», «Пушистые снежинки»
Форма подведения итогов: пед. наблюдение, опрос
Тема 2.3. Характер и настроение музыки
Теория: Характер и настроение музыки: веселый, грустный, спокойный, энергичный,
торжественный. Характер музыкального произведения и отражение его в движениях:
жесте, шаге, беге, прыжках и др. Музыкальное вступление как подготовка к движению.
Практика: Упражнения на совпадение начала движения с началом звучания основной
части музыкального произведения и остановка с ее окончанием. Смена движений в
12

зависимости от смены характера и настроения музыки.
Образно-игровые упражнения «Медведи и медвежата», «Пингвины», «Раки» (спиной
назад), «Гуси и гусеницы», «Слоны», «Бежим по горячему песку» (острый бег), «Зайцы»,
«Белки» (прыжки и поскоки), «Лягушата», «Лошадки» (прямой галоп).
Движения на музыкальные темы, игры под музыку. Качание куклы. Танец зайчат.
Креативная гимнастика «Море волнуется раз»; «Зеркало»; «Угадай кто я»; «Раз, два, три
замри», «Ледяные фигуры».
Импровизация с использованием музыки, движения, слова, посредством музыкальных
игр, сюжетно-образных упражнений, инсценировок детских песен.
Форма подведения итогов: самостоятельная работа, пед. наблюдение, выполнение
диагностических заданий.
Раздел 3. Постановочная работа
Тема 3.1. Разучивание танцевального текста и композиции номеров
Теория: Знакомство с элементами танцевальной композиции. Общая характеристика
танца. Прослушивание музыкального материала и его анализ.
Практика: Разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и
рисунков танца.
Форма подведения итогов: пед. наблюдение, опрос
Тема 3.2. Творческая деятельность.
Практика:
 музыкально-танцевальные игры; тренинги на развитие артистизма;
 выступление на сцене (участие в концертных программах), открытый урок,
отчетный концерт.
Форма подведения итогов: выполнение диагностических заданий, участие в концертах.
Тема 3.3. Итоговое занятие.
Теория: Вопросы и задания по разделам программы.
Практика: Проверка знаний, умений и навыков по практическим занятиям первого года
обучения. Подведение итогов за год.
Форма подведения итогов: выполнение диагностических заданий, контрольный показотчет.

13

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата начала
1 сентября

Дата
окончания
31 мая

Количество
учебных недель
36

Количество
учебных дней
72

Количество
учебных часов
72

Режим
занятий
2 раза по 1
часу

Материально-техническое обеспечение: музыкальный зал, оснащенный
зеркалами, гимнастическими ковриками, с достаточным освещением. Обручи, скакалки,
мячи по количеству обучающихся.
Требования к форме: танцевальная обувь (танцевальные балетки на мягкой
подошве или чешки для мальчиков), тренировочная форма (девочки – гимнастический
купальник и лосины, мальчики – шорты и футболка), концертные костюмы.
Информационное обеспечение: аудиоаппаратура, ноутбук, usb накопитель.
Учебно-методическое обеспечение:
 методические пособия и учебные пособия по обучению танцу;
 литература по ритмике, пластике, танцу;
 словари терминов;
 описание техники безопасности.
Пособия:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста 2-е изд., испр. и доп. СПб. ЛОИРО, 2000
– 218с.
2. Основы хореографии: учеб.пособие / Барышникова Т. – М.: Просвещение, 2011 – 328с.
3. Горшкова Е.В. «От жеста к танцу». 1кн. «Методика и конспекты занятий по развитию
у детей 5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. «Гном» 2002 – 120с.
4. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. «Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010
– 72с.
6. Безлатная Н.И. «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009
7. Сценарии отчетных концертов
8. Фонотека
9. Видеотека
Кадровое обеспечения:
Программа
реализуется
музыкальным
руководителем,
имеющим
профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и
постоянно повышающим уровень своего профессионального мастерства.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа в детском объединении осуществляется согласно Рабочей
программы воспитания МАУДО «ЦДТ «Эльдорадо» и ежегодного Календарного плана
воспитательной работы.

14

Цель рабочей программы воспитания - создание единого воспитательного
пространства для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся,
проявляющееся:
- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе ценностей
(таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), в
усвоении ими социально значимых знаний;
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (в развитии социально
значимых отношений);
- в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Задачи:
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по дополнительной
общеобразовательной программе как источник поддержки и развития интереса к
познанию и творчеству; содействовать успеху каждого ребенка;
- организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с
обучающимися детского объединения;
- реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовнонравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и
образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся;
- организовывать работу с родителями (законными представителями) обучающихся для
совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков;
- реализовывать потенциал наставничества и тьюторства в воспитании детей и подростков
как основу поддержки и развития мотивации к саморазвитию и самореализации;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения
на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и способность к
духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих
конструктивную, социально-приемлемую самореализацию, позитивную социализацию,
противодействие возможному негативному влиянию среды.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в
соответствующем модуле.
Направления
воспитания
Учебные занятия по
дополнительным
общеобразовательным
(общеразвивающим)
программам

Задачи воспитания

Тематические
модули
Использовать
в
воспитании
детей «Воспитание на
возможности
учебного
занятия
по учебном
дополнительным
общеобразовательным занятии»
программам как источник поддержки и
развития интереса к познанию и творчеству;
содействовать успеху каждого ребенка
Организация
Организовывать воспитательную работу с «Воспитание в
воспитательной
коллективом и индивидуальную работу с детском
деятельности
в обучающимися детского объединения
объединении»
детских объединениях
Воспитательные
Реализовывать потенциал событийного «Ключевые
15

мероприятия
детских
объединениях,
образовательной
организации
Продуктивное
взаимодействие
родителями

в воспитания для формирования духовнонравственных ценностей, укрепления и
развития традиций детского объединения и
образовательной организации, развития
субъектной позиции обучающихся
Организовывать работу с родителями
с (законными представителями) обучающихся
для
совместного
решения
проблем
воспитания и социализации детей и
подростков
Индивидуализация
Реализовывать потенциал наставничества в
образовательного
воспитании детей и подростков как основу
процесса
поддержки и развития мотивации к
саморазвитию и самореализации
Профориентационная Содействовать
приобретению
опыта
работа
личностного
и
профессионального
самоопределения
на
основе
индивидуальных проб в
совместной
деятельности и социальных практиках
Профилактическая
Формировать у детей и подростков
работа
нравственные ценности, мотивацию и
способность
к
духовно-нравственному
развитию, интересов и личностных качеств,
обеспечивающих
конструктивную,
социально-приемлемую
самореализацию,
позитивную
социализацию,
противодействие возможному негативному
влиянию среды.

культурнообразовательные
события»
«Взаимодействи
е с родителями»

«Наставничество
и тьюторство»
«Профессиональ
ное
самоопределени
е»
«Профилактика»

Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для
развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации.
Учебные занятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, получение
опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты, повышают
общекультурный уровень детей.
2.2. Формы аттестации и контроля, оценочные материалы
Оценка качества реализации программы «Ритмика и танец» включает в себя
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Критерии оценивания представлены в Приложении 3.
Для определения результата усвоения программы разработан пакет контрольноизмерительных материалов, который позволяет увидеть результат деятельности каждого
ребенка.
Основными формами контроля являются музыкально-ритмические игры и
упражнения, тесты, открытые занятия для родителей, педагогов и сверстников, отчетные
концерты коллектива, участие в мероприятиях ДОУ, фестивалях и конкурсах.
16

Все результаты заносятся в Диагностическую карту дополнительной
общеобразовательной общеразвиваюшей программы (см. Приложение 2).

2.3. Методическое обеспечение программы
Методы и приёмы обучения
1. Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
- образный показ педагога;
- эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
- подражание образам окружающей среды;
- наглядно-слуховой приём;
- демонстрация эмоционально-мимических навыков;
- использование наглядных пособий.
2. Словесный метод:
- объяснение;
- инструкция;
- беседа;
- анализ и обсуждение;
- словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
- приём словесной репрезентации образа хореографического движения.
3. Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных
наглядностью и словом:
- игровой приём;
- сотворчество;
- использование образов-ассоциаций;
- сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
- приём пространственной ориентации;
- развитие основных пластических линий;
- музыкальное сопровождение танца как методический приём;
- приём художественного перевоплощения.
Структура занятия
1. Вводная часть. 5-7 мин.
- Поклон.
- Разминка по теме занятия.
2. Основная часть. 12-15 мин.
Теоретический раздел: 2-5 мин.
- Разучивание новых танцевальных композиций или повторение пройденного
материала.
- Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного танцевального
направления.
Практический раздел: 10 мин.
- Разучивание основных движений, составных элементов основного движения.
- Обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца.
- Повторение и закрепление ранее пройденного материала.
17

- Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры.
3. Заключительная часть. 5 мин.
- Упражнения на восстановление дыхания.
- Поклон-прощание.

18

2.4. Список литературы для педагога
1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
Изд. «Учитель» Волгоград, 2009 – 204с.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста 2-е изд., испр. и доп. СПб.
ЛОИРО, 2000 – 218с.
3. Горшкова Е.В. «От жеста к танцу». 1кн. «Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. «Гном» 2002 – 120с.
4. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.
5. Зарецкая Н.В. Танцы для детей дошкольного возраста - М.:Айрис-пресс,2007 г.
6. Ионова И.И. Ритмика. Изд. «ГранДан» 2003г Основы хореографии: учеб.пособие /
Барышникова Т. – М.: Просвещение, 2011 – 328с.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург
2010 – 72с.
8. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного
возраста. Москва- 1999 г.
9. Климов А. Основы русского народного танца,- М.: Искусство, 1981.
10. Кронова. Е.В. Методическое пособие по ритмике - М.,1998г.
11. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей, - Ярославль, 1997.
12. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей» стр. 2002г.
13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: М:
Академия,2004г.
14. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004.
15. Янковская О.Н. «Учить ребенка танцам необходимо». Начальная школа. – 2000г.
2.5. Список литературы для дошкольников и родителей
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста 2-е изд., испр. и доп. СПб.
ЛОИРО, 2000 – 218с.
2. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения». Учебно-методическое
пособие. - M.: Владос, 2001. - 112 c.
3. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. - Ярославль: Академия развития, 2000.
4. Раевская Е.П., Руднева С.Д., Соболева Г.Н., Ушакова 3.Н., Царькова В.Г
«Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». М: Просвещение, 1991
—222 с.
5. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия; Под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.;
Издательство АСТ-ЛТД, 1998г.
6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 192 с., кл.- Серия: «Вместе учимся, играем»

19

ПРИЛОЖЕНИЕ

1
2
3
4

Возрастные особенности детей
Диагностическая карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Критерии оценки основных параметров диагностической карты
Аннотация к программе

20
21
22
23

Приложение 1
Возрастные особенности детей
Известно, что для маленьких детей является проблемой ориентация в пространстве,
определение правой или левой ноги. Движения детей этого возраста часто беспорядочны
и хаотичны. Одной из первых задач, следовательно, является раскрытие красоты и логики
простейшего движения вообще и танцевальных движений в частности. Постепенно
воспитанники получают навыки организованных движений, осознают их закономерный
характер и учатся управлять ими.
Большое организующее значение принадлежит музыке, поэтому на первом этапе
обучения первоочередной задачей является приобретение детьми координации слуховых
и двигательных навыков. В процессе занятий двигательное чувство совершенствуется, и
движения приводятся в соответствие с музыкальным сопровождением. Важным вопросом
в обучении детей дошкольного возраста является формирование красивой осанки. Знание
динамической анатомии, правил постановки корпуса, понимание физической и
эстетической структуры каждого движения позволяют педагогам справиться с этой
задачей.
Отличительной чертой детей дошкольного возраста является их эмоциональность и
открытость, послушание и исполнительность. Дошкольники легко «загораются» новыми
идеями, однако при трудностях быстро остывают. Безграничное доверие к взрослым
делает этот возраст благодатным для воспитания ребенка как личности. Учитывая это,
педагог должен осознавать большую ответственность за каждое свое слово, суждение,
действие.
Внимание обучающихся этой возрастной группы быстро притупляется, поэтому
следует постоянно подкреплять логическое восприятие образным («столики»,
«чемоданчики»; «стульчики»; «корзиночки»; «утюжки-клювики» и т.д).
Учитывая, что дети не могут долго находиться в статичной позе, педагог должен
гармонично сочетать в занятии различные виды двигательной активности. Для развития
чувства танцевального движения следует последовательно развивать различные виды
координации.

Приложение 2
Диагностическая карта
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Ритмика и танец»
Педагог _______________
Возраст детей _______ лет
Этап контроля ___________________ (месяц, год)
Компетентности
№
п/п

Ф. И. О.
учащихся

Музыкальная
пластичност,
гибкость

Чувство
ритма

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Высокий________%
Средний________%
Низкий_________%
Подпись:__________/______________/

Четкость и
чистота
рисунков и
перестроений в
танце

Выражение
образа с
помощью
движений

Умение
работать в
коллективе

Приложение 3
Критерии оценки основных параметров диагностической карты
Музыкальная пластичность, гибкость:
ребенок хорошо различает звуки по их окраске, высоте, громкости,
Высокий
продолжительности пауз
ребенок не всегда уверенно различает звуки по их окраске, высоте,
Средний
громкости и продолжительности
ребенок не уверенно различает звуки по их окраске, высоте, громкости,
Низкий
продолжительности, часто ошибается и путается в танце
Чувство ритма:
ребенок точно воспроизводит прослушанный им ритм, обладает чувством
Высокий
темпа и умеет оперировать ритмическими стилями в танце
ребенок не всегда способен точно воспроизвести прослушанный им ритм,
Средний
но обладает чувством темпа, хотя не всегда правильно умеет оперировать
ритмическими стилями
ребенок испытывает сложности при воспроизведении прослушанного им
Низкий
ритмического рисунка, чувством ритма не обладает
Четкость и чистота рисунков и перестроений в танце:
ребенок быстро выучивает перестроения в танце, понимает сложности
Высокий
движений в парном танце, соло и ансамблем в целом
ребенок не всегда быстро выучивает перестроения в танце, понимает
Средний
сложности движений в парном танце, соло и ансамблем в целом
ребенок запоминает лишь небольшое количество танцевальных фигур,
Низкий
часто путается и сбивается
Выражение образа с помощью движений:
учащийся свободно и осмысленно делает правильные движения, умеет
Высокий
правильно брать паузу в танце и в дыхании
учащемуся не всегда удается свободно и осмысленно делать правильные
Средний
движения, а также правильно брать паузу в танце и в дыхании
учащийся не научился свободно и осмысленно делать правильные
Низкий
движения, а также правильно брать паузу в танце и в дыхании
Умение работать в коллективе:
учащийся способен работать в коллективе, в паре, внимательно слушать
Высокий
себя и партнёра
учащийся с помощью педагога постепенно учится ощущать себя частью
Средний
пары, коллектива
учащийся противопоставляет себя партнеру и коллективу, не способен
Низкий
уступать и слушать партнёра

Приложение 4
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная
программа
«Ритмика
и
танец»
художественной направленности рассчитана на детей от до 5 до 7 лет.
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у
воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры
ребенка.
Цель программы: развитие музыкально - ритмических и танцевальных
способностей через овладение основами музыкально - ритмической культуры.
Задачи:
Образовательные:
 сформировать танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения и
освоения программного материала;
 обогащать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру музыкальными
сочинениями;
 сформировать умения соотносить движения с музыкой;
 познакомить с позициями ног и рук классического танца (предусмотренные
программой).
 научить отмечать в движении метр (сильную долю такта), строиться в простейший
ритмический рисунок, исполнять ритмические движения;
Развивающие:
 развивать координацию движений, ориентировку в пространстве;
 развивать ритмические и танцевальные умения и навыки через игру, образ,
«предлагаемые обстоятельства».
 развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение.
Воспитательные:
 воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми.
 научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих
движений;
 воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за
произведения;
 воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.
По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный
материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном
материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу - от
простого к сложному.
Группы формируются с учётом возраста детей, психологических особенностей и их
физических данных. Программа рассчитана на детей от до 5 до 7 лет.
Наполняемость в группах: ожидаемое минимальное число обучающихся в одной
группе от 10 до 15 человек.
Сроки реализации образовательной программы 1 год, количество часов – 72.
Обучение проводятся два раза в неделю по 30 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».