Слободо-ТурлIнскилi мунициIтаJrьный отдел yправление образованием
Муниципалъное автономное дошкольное обревовательное учрежде}{ие
<Слободо-Туринский детский сад
Принято
Утверiкдаю:
На. заседании
МАДОУ
Протокоl-r
ЗаведуюlllиЙ МАДОУ <Слободо - Туринский
Педагогического совета
<<Слободо *
детский сад
<<Родничок>>
Туринский
сад <<Родничок>
Н.В. Рямова
<<Родничок>
J\Ъ а
ат < 30> О{
J\Г9
<Рqдsачою)
'Ц*
n3!,,
о{
2а24г
Щополнительная обrrlеобразовательная
общеразвивающаfl
программа
художественной EaIIpaBJl енности
<<Радуга красою>
Возраст обучалощихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
,
Автор-составителъ:
Первухина Екатерина }Орьевна,
воспитатель
с. Туринская Слобода, 2024 г,
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Радуга красок»
I Наименование программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Радуга красок»
художественная
II Направленность:
III Сведения о разработчике и
педагоге,
реализующем
программу
1. ФИО
Первухина Екатерина Юрьевна
2. Год рождения
20.03.1984 г
3. Образование
Высшее
4. Должность
воспитатель
5. Квалификационная категория
Первая
6. Электронный адрес, телефон
e.bobrova1984@mail.ru
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта
2022 года № 678 – р);
- Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания
и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«О направлении
информации»
(вместе
с
2
«Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Методические
рекомендации
по
организации
независимой
оценки
качества
дополнительного
образования
детей,
направленными
письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. №
ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной
сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом
(для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№
963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной
политике Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104
-д «Об утверждении методических рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях»;
- Устав Муниципального автономного дошкольного
образовательного
учреждения
«Слободо-Туринский
детский сад «Родничок».
Программа
изменена
с
учетом
особенностей
образовательной организации, возраста и
уровня
подготовки детей, режима и временных параметров
осуществления
деятельности,
нестандартности
индивидуальных результатов.
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения:
4. Возраст обучающихся:
5. Подвид программы
6.Уровень программы
7. Тип программы
1 год, (72 часа)
Очная.
5 - 7 лет
общеразвивающая
стартовый
Модифицированная
3
VI. Характеристика программы
1. Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей
(творческого мышления и творческой активности)
детей средствами нетрадиционного рисования.
2.Учебные курсы/ дисциплины/
1.«Вводное занятие.
разделы (в соответствии с
2. «Осень на опушке краски разводила»
учебным планом)
3.«Зимние напевы»
4.«Весна красна»
5.Итоговые занятия
3.Ведущие формы и методы Индивидуальные, коллективные и мелкогрупповые
образовательной деятельности
формы. Практическое занятие. Методы:
словесные,
наглядные, практические, игровые, проблемные,
исследовательские.
мониторинга Входная диагностика: беседа, опрос. пед. наблюдение,
выполнение диагностических заданий.
Итоговая аттестация: Презентация, опрос, портфолио,
творческая работа. Диагностическая карта.
5. Дата утверждения и последней июнь 2022;
корректировки
июнь 2024
4.Формы
4
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……6
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………..6
1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………………..10
1.3. Планируемые результаты ………………………………………………………….11
1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план –план ……………………………………………………12
Содержание учебно – тематического плана…………………………………………. 13
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ…………………………………………………………..............................................17
2.1. Условия реализации программы………………………………………………….17
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы…………………………………… ..23
2.3. Список литературы………………………………………………………………...26
Приложение 1. Возрастные особенности детей……………………………………....27
Приложение 2. Диагностическая таблица…………………………………………….28
Приложение 3. Нетрадиционные техники рисования ……………………………….30
Аннотация……………………………………………………………………………….33
5
РАЗДЕЛ 1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Радуга красок», направлена на обучение
дошкольников нетрадиционной технике рисования.
Программа по содержанию является художественной; по
функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме
организации деятельности детей на занятии – групповая.
Программа модифицированная, разработана а основе изученных
программ
данного
направления,
в
частности
дополнительной
общеобразовательной программы «Радуга красок», автор Богатенкова А.С.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленными письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
6
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в
приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ
Министерства
образования и молодёжной политике
Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Слободо-Туринский детский сад «Родничок».
Программа изменена с учетом особенностей образовательной организации,
возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров
осуществления
деятельности,
нестандартности
индивидуальных
результатов.
Актуальность программы «Радуга красок» заключается в том, что в
процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны
всем детям. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить
детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных
способов рисования их, особенностями, многообразием материалов,
используемых в рисовании, и учатся на основе полученных знаний
создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Чем
больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционных
техник рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а
их может быть столько, насколько развиты ребенка память, мышление.
Фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы
является развитие художественно-творческих способностей детей в
неразрывном единстве с воспитанием духовно–нравственных качеств путем
целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главные,
7
развивая детей творческие способности изобразительной деятельности
самим верить, что художественное творчество не знает ограничений в
инструментах, ни в технике.
Отличительные особенности программы, новизна программы
заключается в том, что занятия по программе «Радуга красок» направлены
на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых
им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
В процессе реализации программы раскрываются и развиваются
индивидуальные художественные способности ребят, которые в той или
иной мере свойственны всем детям. Дети знакомятся с разнообразием
нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием
материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных
знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая
личность, способная применять свои знания и умения в различных
ситуациях. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения
нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей
передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка
память, мышление, фантазия и воображение.
Принципы работы по программе:
- принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как
содействия развитию другого и тем самым саморазвитию;
- принцип воспитывающего обучения. Основной задачей воспитания и
обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих
способностей детей;
- принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает
уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы,
видение в ребенке целенаправленного партнера;
- принцип индивидуальности. Художественное творчество предполагает
проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий
для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения
изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка,
накопленного
им
индивидуального
опыта,
особенностями
его
эмоциональной и познавательной сферы;
8
- принцип природосообразности, то есть адекватность методики возрастным
особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций;
- принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;
- принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение
условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства;
- принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
Адресат
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Радуга красок» адресована детям в возрасте
от 5 до 7 лет. В группу принимаются все желающие без предварительного
отбора.
Программа строится на основе знаний возрастных, психологопедагогических, физических особенностей детей данного возраста.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базовые знания,
умения и навыки соответствуют данному виду деятельности (См
Приложение 1)
Зачисление в группы производится с обязательным условием –
написание
заявления
родителями
(законными
представителями
несовершеннолетних
учащихся), подписание согласия на обработку
персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного
проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности.
Наполняемость в группах -10-15 человек
Объем программы -72 часа. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 25-30 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу
Формы занятий.
Формы проведения занятий: беседа с последующей практической
деятельностью, выставка, наблюдение. Одно из главных условий успеха
обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к
каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе.
Он предполагает сочетание коллективных, групповых, подгрупповых
(работа в парах) индивидуальных форм организации на занятиях.
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме: участия в конкурсах; оформление тематических
9
выставок детских работ; итоговая выставка детских работ , практическое
занятия, презентация.
1.2. Цель и задачи программы
-
-
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
(творческого мышления и творческой активности) детей
средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
сформировать у воспитанников знания, умения, навыки в области
изобразительной деятельности;
сформировать художественно-эстетическое отношение к окружающей
действительности;
Расширить представления детей о многообразии нетрадиционных техник
рисования;
обучить использовать в рисовании разнообразные материалы и технику,
разные способы создания изображения.
Развивающие:
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки
собственных работ;
Развивать творческую активность, желание рисовать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус и трудолюбие;
Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать
коллективные композиции, развивать положительные эмоции на
предложение создавать коллективную работу.
10
1.3.Планируемые результаты реализации программы.
Предметные
Учащиеся познакомятся:
- с различными нетрадиционными техниками рисования: (монотипия,
«граттаж», рисование пальчиками, «тычок», ПВА + соль, и т.д)
- с терминологией используемой в изобразительной деятельности (рисунок,
свет, симметрия, композиция, пейзаж, пропорция, картина, живопись,
гуашь, акварель, цвет и т.д)
Учащиеся научатся выполнять:
- работы по изобразительной деятельности в различных нетрадиционных
техниках рисования (монотипия, «граттаж», рисование пальчиками,
«тычок», ПВА + соль, и т.д)
Личностные:
-ответственное отношение к обучению;
-готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию в области изобразительной
деятельности;
-установка на безопасный здоровый образ жизни, работу на результат,
бережное отношение к духовным ценностям;
-эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осваивать способы решения проблем творческого характера и определения
наиболее эффективных способов достижения результата;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в
группе;
- продуктивно общаться и взаимодействовать;
- развивать художественные, коммуникативные способности;
- развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, художественный
вкус и творческое воображение.
11
1.4 Содержание общеразвивающей программы
Учебно – тематический план
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1
Название раздела, темы
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Диагностические задания.
Осень на опушке краски разводила
«Осень». Печатанье листьев.
«Осенние мотивы». Кляксография
трубочкой
«Ветка рябины». Рисование
пальчиками
«Золотая осень». Комбинирование
различных техник.
«Зимние напевы»
«Первый снег». Рисование в технике
«Набрызг»
«Снегурочка»
техника пластилинография
«Новогодние шары»
Рисование с использованием клея
ПВА и соли
«Олимпийские виды спорта»
«Эстамп»
Открытка для папы «Корабли
качаются на волнах»
«Весна красна»
Открытка для мамы «8 марта».
методом «тычка»
«Ранняя весна». Монотипия
пейзажная
«Космический пейзаж».
Рисование в технике «граттаж»
«Весенние цветы» Восковые мелки и
акварель.
«Праздничный салют над городом»
Комбинирование различных техник.
Итоговые занятия
«Картинка про лето»
Комбинирование различных техник.
Количество часов
Все
Практи
Теория
го
ка
10
1,5
8,5
18
4
8
2
10
2
4
2
2
4
2
2
6
2
4
18
6
12
3
1
2
4
2
2
3
1
2
4
1
3
4
1
3
18
8
10
3
1
2
3
1
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
8
2
6
5
2
6
12
Формы аттестации/
контроля
беседа, опрос. пед.
наблюдение,
выполнение
диагностических
заданий
пед. наблюдение
творческая работа,
выставка.
пед. наблюдение
творческая работа,
выставка.
пед. Наблюдение
творческая работа,
выставка.
пед. Наблюдение
творческая работа,
выставка.
Презентация, опрос,
портфолио,
творческая работа.
Диагностическая
карта.
Итого:
72
27,5
44,5
Содержание учебного (тематического) плана
1.1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой. Вводный инструктаж по ТО и ТБ при
работе с колющими и режущими инструментами. Правила поведения в
учреждении, на занятиях, правила организации рабочего места и гигиена
труда.
Практика: Заполнение кроссворда по технике безопасности (коллективно
на доске). Диагностические задания: 1.Дорисуй геометрическую фигуру.
2.Нарисуй узор. 3.Весёлые картинки. 4.Сказочная птица.
2 Осень на опушке краски разводила
2.1 Тема: «Осень» Печатанье листьев.
Теория. Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать
листьев». Загадки и стихи про осень. Различные виды осенних листьев
(кленовый, осиновый, берёзовый и др.). Сравнение листьев (по форме,
цвету). Рассматривание осенних листьев с разных деревьев (нахождение
прожилок на листьях, черенка). Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в
кузовок. Отпечаток. Узор.
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники
«печатание листьев».
2.2 Тема: «Осенние мотивы» Кляксография трубочкой.
Теория. Познакомить детей с новым приемом рисования – раздуванием
краски, показать его выразительные возможности.
Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание
стихотворений об осени, игры. Чтение стихотворения Е. Авдиенко «Золотая
осень». Чтение рассказа из книги «четыре художника» Г. Скребицкого.
Учить преобразовывать пятно в какой-либо задуманный объект. Развивать
воображение. Тренировать дыхание.
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники
«Кляксография трубочкой».
2.3 Тема: «Ветка рябины». Рисование пальчиками.
Теория. Познакомить с техникой пальчикового рисования.
13
Рассматривание иллюстраций с изображением рябины в осеннее время года.
Рассматривание особенностей строения и внешнего вида рябины. Д/и «С
какого дерева листок», «Скажи, деревце». Чтение А. Толстой «Осень», Н.
Некрасов «Говорила рябина рябинке…». Учить анализировать натуру.
Показать приемы получения точек и коротких линий пальчиками.
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники.
2.4 Тема: «Золотая осень»
Теория. Комбинирование различных техник (рисование пальчиками,
кляксография трубочкой, печатанье листьев).
Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание
стихотворений об осени.
Практика. Выполнение творческой работы с применением изученных
техник. Выставка.
3. «Зимние напевы»
3.1 Тема: «Первый снег». Рисование в технике «Набрызг»
Теория. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».
Чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание
репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных
произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета
зима? подготовка фона для предстоящей работы.
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники.
3.2 Тема: «Снегурочка». «Пластилинография».
Теория. Показать приемы работы в технике «пластилинография»: лепить
отдельные детали - придавливать, примазывать.
Рассматривание иллюстраций с изображением Снегурочки и куклы
Снегурочка (как она выглядит, во что одета). Словесная игра на стихи Е.
Благининой, чтение стихотворения А. Беловой «Песенка Снегурочки», Е.
Благинина «Снегурка».
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники.
3.3 Тема: «Новогодние шары». Клей ПВА + соль.
Теория. Познакомить детей со свойствами соли. Показать приемы работы в
техник. Просмотр презентаций «История новогоднего шарика», «Откуда
Новый год пришел?». Чтение художественной литературы на зимнюю
тематику. Рассматривание картин, репродукций, иллюстраций с новогодней
тематикой. Чтение стихотворения А. Усачёв «Песня для ёлочки».
14
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники.
3.4 Тема: «Олимпийские виды спорта». «Эстамп»
Теория. Беседа на тему «Олимпийские виды спорта» Просмотр презентации
зимние олимпийские виды спорта. Разгадывание загадок на тему зимние
виды спорта. Рассматривание иллюстраций с изображением зимних видов
спорта. Д/и «Узнай вид спорта по картинке»
Познакомить детей с рисованием гуашью способом эстамп.
Практика. Выполнение творческой работы с применением изученных
техник. Подарок.
3.5 Тема: Открытка для папы «Корабли качаются на волнах»
Теория. Беседа: «23 февраля-День защитника Отечества» Комбинирование
различных техник (клей ПВА +соль, пластилинография, «набрызг»)
Просмотр
мультфильма
«Приключения
капитана
Врунгеля»,
рассматривание картинок с изображением парусных кораблей. Чтение
художественной литературы об истории кораблей Чтение стихотворения М.
Бородицкая «Шторм».
Практика. Выполнение творческой работы с применением изученных
техник. Подарок.
4. «Весна красна»
4.1 Тема: Открытка для мамы «8 марта». «метод тычка».
Теория. Беседа: «История праздника 8 марта». Познакомить детей с новой
техникой «тычок» жесткой полусухой кисточкой.
Разучивание стихов про маму. Д/и «Назови ласково». Рассматривание
иллюстрации с цветами. Отгадывание загадок про цветы.
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники.
4.2 Тема: « Ранняя весна». Монотипия пейзажная.
Теория. Учить передавать в рисунке сезонные изменения в природе:
тающий снег, проталины на снегу. Учить детей рисовать весенний пейзаж в
технике монотипия: складывать лист пополам, на одной стороне рисовать
пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа
протирать губкой. Воспитывать чувство прекрасного. Индивидуальный
тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце. Чтение сказки
Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду или коллективный
просмотр мультфильма «Крошка Енот» режиссера Олега Чуркина.
15
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники.
4.3. Тема: «Космический пейзаж» Техника «граттаж».
Теория. Познакомить детей с новой техникой изображения – «цветной
граттаж». Беседа о солнечной системе, о Вселенной, о первооткрывателях
космоса. Знакомство с различными видами космических аппаратов.
Просмотр мультимедийной презентации «Человек и космос в картинах
космонавта
Леонова
Алексея
Архиповича».
Прослушивание
аудиозаписи космической музыки, рассматривание иллюстраций с
изображением космоса, космических кораблей.
Учить детей натирать лист тонированной бумаги свечой, накладывая один
штрих возле другого, без просветов толстым слоем. Закреплять умение
тонировать лист бумаги акварелью, заполняя всё пространство листа
цветными бесформенными пятнами. Закрашивать тушью цветной фон в
несколько слоёв.
Практика. Выполнение творческой работы с применением техники.
4.4«Весенние цветы» Восковые мелки и акварель.
Теория. Беседа на тему «Весенние цветы». Рассматривание открыток,
альбомов, картинок, фотографий с изображением весенних цветов, чтение
стихотворений, рассказов, отгадывание загадок.
Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели
передавать весенний колорит.
Практика. Выполнение творческой работы с применением изученных
техник. Выставка.
4.5 Тема: «Праздничный салют над городом».
Теория. Комбинирование различных техник. («метод тычка», «граттаж»,
«монотипия пейзажная»)
Беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои
защитники»,
«Памятник
советскому
солдату».
Рассматривание
иллюстраций с изображением салюта. Чтение стихотворения Т. Белозеров
«День Победы», К. Чуковский «Салют», Н. Найденова: «Пусть будет мир».
Практика. Выполнение творческой работы с применением изученных
техник. Выставка.
5. Итоговые занятия
5.1 Тема: «Картинка про лето».
16
Теория. Вспомнить с детьми летние впечатления; уточнить, что они видели
в лесу, в поле (разнообразные деревья, кустарники, цветы). Предложить
прочитать стихи о лете, а затем нарисовать картинки про лето .
Комбинирование различных техник изученных за учебный год. Устный
опрос обучающихся по теории и технике безопасности. Просмотр
презентации за весь период обучения (фотоотчет).
Практика. Выполнение самостоятельной
работы в любой технике.
Портфолио детей.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы:
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата начала
1 сентября
Дата
окончания
31 мая
Количество
учебных недель
36
Количество
учебных дней
72
Количество
учебных часов
72
Режим
занятий
2 раза по 1
часу
Материально-техническое обеспечение.
1. Помещение для занятий – групповая комната.
2. Уголок художественного творчества в группе.
3.Технические
средства
и
оборудование:
мультимедийные
презентации, видео и аудио материалы; телевизор, DVD – плеер,
музыкальный центр; переносная доска, мольберт, столы, стулья.
4.Инструменты и приспособления: листья разных деревьев, набор
гуашевых и акварельных красок, набор восковых мелков, альбомные листы,
картон (белый и цветной), кисти для рисования (широкая и тонкая), баночка
с водой, влажная и сухая салфетка, ватные палочки, коктейльные трубочки,
белые свечи, простой карандаш, стеки, набор пластилина, доска для лепки,
простые карандаши, фломастеры, манная крупа, соль, клей ПВА, клеёнки,
фартуки, зубочистки, палочки или стержни для процарапывания,
5.Наглядно-иллюстративный
и
дидактический
материал:
иллюстративные альбомы, тематические подборки картинок, фотографий по
всем темам; репродукции картин известных художников; изделия мастеров
народных промыслов России; дидактические и развивающие игры,
педагогические эскизы.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного
рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
17
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
5.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей
техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва.2007.
7.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
[Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
9.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования.
Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду.- Москва. 2003.
Кадровое обеспечение. Данная программа реализуется педагогом,
имеющим среднее профессиональное или высшее педагогическое
образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно
повышающим уровень профессионального мастерства.
Методические материалы.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: групповая
и носит свободный характер (дети могут отходить от рабочего места, чтобы
посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи
или предложить свою).
Форма занятий – тематическая совместная деятельность. Занятия
носят творческий характер, реализуются в интеграции художественноэстетической деятельности с другими (познавательно-исследовательской,
игровой, двигательной, коммуникативной) и построены в форме игры или
сказочного путешествия, с опорой на имеющиеся умения и навыки в
рисовании. Обязательные элементы каждого занятия: пальчиковая
гимнастика, сюрпризный момент. Для доступности, интересности,
познавательности на занятиях используется тематический литературный,
музыкальный, игровой материал. Используются сказочные персонажи,
которые делают ошибки, допускают неточности, вызывая у детей радость,
желание прийти на помощь, чувства уверенности в себе. Во время
18
проведения занятий всячески поддерживается детская инициатива;
используются дыхательные упражнения, упражнения для глаз,
физкультминутки, уделяется внимание осанке. Основная часть времени
занятия отводится самостоятельной практической деятельности ребёнка.
Структура занятий:
1. Организационная часть - 3–5 минут (включает развивающую беседу
или сказочно-игровую ситуацию мотивирующего характера, которая
сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и
загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного
произведения). Вводная часть занятия стимулирует творческую активность
детей и настраивает на осознанную работу:
Сообщение темы занятия.
Пальчиковая гимнастика.
Сюрпризный момент.
Введение в тему.
2. Практическая часть - 3–5 минут (включает задания с
использованием выразительных возможностей материалов, техник
исполнения):
Пояснение и показ способа технического исполнения задания.
Обследование материалов.
Активизация опыта детей.
3. Самостоятельная работа детей – 15-20 минут (предусматривает
использование синтеза видов искусств и художественных видов
деятельности). Обязательное условие – предоставление ребёнку свободы в
процессе выполнения задания, для получения собственного неповторимого
результата.
4. Заключительная часть – 3 минуты (подводится позитивный итог:
рассматриваются работы, дети делятся впечатлениями и учатся высказывать
собственное мнение о своей работе, работах своих товарищей, а также о
новом художественном опыте).
Основные методы и приёмы активизации творческой активности
детей:
проблемная ситуация в формировании творческого замысла;
мотивированная необходимость соединения нескольких
способов или видов изобразительной деятельности, знакомых детям, для
того, чтобы создать творческую работу;
выяснение личностного отношения к процессу и результатам
своей творческой деятельности в конце занятия.
19
Формы, методы, приёмы организации деятельности с детьми
Наглядные
Словесные
Дидактические
схемы и таблицы
(планы, схемы, модели
деятельности – широко
применяются в центре
творчества для
самостоятельной
работы ребёнка).
Краткая и
эмоциональная беседа
(используется для
вызова интереса,
оживления памяти,
выявления знаний
ребёнка, объяснения; в
ходе беседы
используются вопросы:
Рассматривание наводящие,
картин, иллюстраций,
уточняющие,
репродукций объектов, обобщающие).
которые невозможно в
данный момент
Художественное
увидеть в реальной
слово (сказка-история,
жизни.
рассказанная от лица
персонажа или
взрослого,
Подробный
стихотворение, загадка,
показ взрослым всех
этапов создания
пословицы, поговорки
рисунка.
и т.д.).
Использование
образца (помогает
ребёнку увидеть
результат и не
используется для
воспроизведения, а
только для
формирования
правильного
понимания задания и
его уточнения;
Словесная
инструкция
(сопровождает
наглядный показ
способов и приёмов
деятельности).
Советы
(подсказка ребёнку без
давления на него).
Поощрение
20
Практические
Игровые
приёмы (используются
с целью создания
игровой мотивации,
уточнение задания,
формирования умения
давать оценку готовым
работам).
Пальчиковая
гимнастика
(художественный
текст,
сопровождающий
движения пальцев,
соответствует сюжету
занятия).
Упражнения
(помогают овладеть
разнообразными
способами и приёмами
деятельности).
Мотивация
(побуждение к
деятельности).
выставляется в
начале занятия и
остаётся до его
окончания).
(мотивация на любом
этапе деятельности).
Рассматривание
и обследование
образца перед занятием
Основные методы и приёмы активизации творческой активности детей:
проблемная ситуация в формировании творческого замысла;
мотивированная необходимость соединения нескольких
способов или видов изобразительной деятельности, знакомых детям, для
того, чтобы создать творческую работу;
выяснение личностного отношения к процессу и результатам
своей творческой деятельности в конце занятия.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа в детском объединении осуществляется
согласно Рабочей программы воспитания МАУДО «ЦДТ «Эльдорадо» и
ежегодного Календарного плана воспитательной работы.
Цель рабочей программы воспитания - создание единого
воспитательного
пространства
для
развития,
саморазвития
и
самореализации личности обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на
основе ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек), в усвоении ими социально значимых знаний;
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (в развитии
социально значимых отношений);
- в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то
есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Задачи:
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по
дополнительной общеобразовательной программе как источник поддержки
и развития интереса к познанию и творчеству; содействовать успеху
каждого ребенка;
21
- организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную
работу с обучающимися детского объединения;
- реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования
духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций
детского объединения и образовательной организации, развития субъектной
позиции обучающихся;
- организовывать работу с родителями (законными представителями)
обучающихся для совместного решения проблем воспитания и
социализации детей и подростков;
- реализовывать потенциал наставничества и тьюторства в воспитании детей
и подростков как основу поддержки и развития мотивации к саморазвитию
и самореализации;
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной
деятельности и социальных практиках;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и
способность к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных
качеств, обеспечивающих конструктивную, социально-приемлемую
самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному
негативному влиянию среды.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы, каждое из которых
представлено в соответствующем модуле.
Направления
воспитания
Учебные занятия по
дополнительным
общеобразовательным
(общеразвивающим)
программам
Задачи воспитания
Тематические
модули
Использовать в воспитании детей возможности «Воспитание на
учебного
занятия
по
дополнительным учебном занятии»
общеобразовательным
программам
как
источник поддержки и развития интереса к
познанию и творчеству; содействовать успеху
каждого ребенка
Организация
Организовывать воспитательную работу с «Воспитание
в
воспитательной
коллективом и индивидуальную работу с детском
деятельности в детских обучающимися детского объединения
объединении»
объединениях
Воспитательные
Реализовывать
потенциал
событийного «Ключевые
22
мероприятия в детских
объединениях,
образовательной
организации
воспитания для формирования духовнонравственных ценностей, укрепления и развития
традиций
детского
объединения
и
образовательной
организации,
развития
субъектной позиции обучающихся
Продуктивное
Организовывать
работу
с
родителями
взаимодействие
с (законными представителями) обучающихся для
родителями
совместного решения проблем воспитания и
социализации детей и подростков
Индивидуализация
Реализовывать потенциал наставничества в
образовательного
воспитании детей и подростков как основу
процесса
поддержки
и
развития
мотивации
к
саморазвитию и самореализации
Профориентационная
Содействовать
приобретению
опыта
работа
личностного
и
профессионального
самоопределения на основе индивидуальных
проб в совместной деятельности и социальных
практиках
Профилактическая
Формировать
у
детей
и
подростков
работа
нравственные
ценности,
мотивацию
и
способность
к
духовно-нравственному
развитию, интересов и личностных качеств,
обеспечивающих конструктивную, социальноприемлемую самореализацию, позитивную
социализацию, противодействие возможному
негативному влиянию среды.
культурнообразовательные
события»
«Взаимодействие
с родителями»
«Наставничество
и тьюторство»
«Профессиональн
ое
самоопределение»
«Профилактика»
Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает
создание условий для развития познавательной активности обучающихся,
их творческой самореализации. Учебные занятия направлены на раскрытие
творческого потенциала ребенка, получение опыта познания себя и
преображения окружающего мира по законам красоты, повышают
общекультурный уровень детей.
2.2 Формы аттестации и контроля, оценочные материалы.
Формы аттестации.
В рамках реализации контроля исполнения образовательной программы
является аттестация обучающихся:
- вводная диагностика (по методике Е. Торренса) – проводится при
поступлении детей в объединение с целью выявления у обучаемых
теоретических и практических знаний и навыков на начало
образовательного процесса, результаты которой принимаются за исходный
23
уровень динамики формирования информационно-коммуникативной
компетенции;
- итоговая аттестация (май) – проводится при завершении
образовательной программы. Обучающиеся предоставляют портфолио с
фотографиями работ и грамотами, презентацию за весь период реализации
программы.
Показатели и индикаторы успешности развития детей дошкольного
возраста (сентябрь, май). Адаптированная методика Н.В. Шайдуровой.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Задания для определения уровня художественно – творческого
развития детей старшего дошкольного возраста:
1.Дорисуй геометрическую фигуру.
2.Нарисуй какой хочешь узор.
3.Весёлые картинки.
4.Сказочная птица.
Первое задание по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя
одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает
предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо
целостностей и достраивает, реконструирует их. Методика проведения. На
листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке
нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в
любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы
получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как
внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для
ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую
фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их
художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не
учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел
композиции,
многообразие
возникающих
ассоциаций,
принципы
воплощения идей. Материал и оборудование: карандаши, фломастеры,
восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй, какой хочешь узор» Цель задания:
проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической
фигуре определённой формы. Методика проведения. Предложить детям
24
подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они
хотели бы украсить. Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в
форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание «Весёлые картинки» (рисование при помощи
открыток).Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея
часть изображения. Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток
на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что
изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины
готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой
делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и
изобразите свой сюжет. Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты
открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства
композиции,
умение
разрабатывать
содержание
изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые
мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у
настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено
необыкновенно красивыми перьями.
Уровни развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 - 15 баллов): в выполнении заданий проявляет
самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает
трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет
рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет
самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное
качество выполненной работы.
Низкий уровень (9-6 баллов): ребенок с помощью воспитателя
затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно
выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не
проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое
качество выполненной работы.
25
2.3. Список литературы
для педагогов
1.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного
рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
5.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей
техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва.2007.
7.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
9.
Цквитария
Т.А.
Нетрадиционные
техники
рисования.
Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду.- Москва. 2003.
Список литературы для родителей и детей
1.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003,2013.
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
3.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
4.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
26
Приложение №1
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения
ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и
предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее
воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать
действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают
способность действовать в рисовании по предварительному замыслу. К пяти
годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже
хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и
темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем
отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5-6 лет ведущее
значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет
ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о
свойствах различных предметов и явлений.
27
Приложение №2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
обследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста
в художественно-творческой деятельности
Умение
правильно
№ Фамилия, передавать
п\п имя
пространстве
ребенка
нное
положение
предмета и
его частей
н/г
к/г
Разработа Эмоционал Самостояте Умение
Уровень
нность
ьность
льность и отразить в
развития
содержани созданного оригинальн рисунке воображения
я
образа,
ость
сюжет в
изображен предмета,
замысла соответстви
ия
явления
и с планом
н/г
к/г
н/г
к/г
н/г
к/г
н/г
к/г
н/г
к/г
1
2
3
Примечание:
«В» - высокий уровень развития
«С» - средний уровень развития
«Н» - низкий уровень развития
н/г – начало года
к/г – конец года
Показатели уровня художественно-творческого развития детей
старшего дошкольного возраста по Н.В. Шайдуровой
Показатели
Умение правильно
передавать
пространственное
положение
предмета и его
частей.
Качественные и количественные характеристики показателей по
уровням развития
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
3 балла
Части предмета
расположены верно.
Правильно передаёт
в рисунке
пространство
(близкие предметы
– ниже на бумаге,
дальние-выше,
передние- - крупнее
2 балла
Расположение частей
предмета немного
искажено. Есть
ошибки в
изображении
пространства.
28
1 балл
Части предмета
расположены
неверно.
Отсутствие
ориентировки
изображения.
Разработанность
содержания
изображения.
Эмоциональность
созданного образа,
предмета, явления.
Самостоятельность
и оригинальность
замысла.
Умение отразить в
рисунке сюжет в
соответствии с
планом.
Уровень развития
воображения.
равных по
размерам, но
удалённых).
Стремление к
наиболее полному
раскрытию
замысла. У ребёнка
есть потребность
самостоятельно
дополнить
изображение
подходящими по
смыслу
предметами,
деталями (создать
новую комбинацию
из усвоенных ранее
элементов).
Яркая
эмоциональная
выразительность.
Проявляет
самостоятельность
в выборе замысла.
Содержание работ
разнообразно.
Замысел
оригинальный.
Задания выполняет
самостоятельно.
Ребёнок детализирует
художественное
изображение лишь по
просьбе взрослого.
Изображение не
детализировано.
Отсутствует
стремление к более
полному
раскрытию
замысла.
Имеют место
отдельные элементы
эмоциональной
выразительности.
Изображение
лишено
эмоциональной
выразительности.
Замысел не
отличается
оригинальностью и
самостоятельностью.
Обращается за
помощью к педагогу.
Ребёнок по просьбе
педагога дополняет
рисунок деталями.
Замысел
стереотипный.
Ребёнок
изображает
отдельные, не
связанные между
собой предметы.
Выполняет работу
так, как указывает
взрослый, не
проявляет
инициативы и
самостоятельности.
Сюжет
Не полное
Существенные
соответствует
соответствие
расхождения
предварительному
изображения
изображения с
рассказу о нём.
предварительному
предварительным
рассказу о нём.
рассказом о нём
Способен
Частичное
Рисунки типичные:
экспериментировать экспериментирование. одна и та же
со штрихами и
Видит образ, но
фигура,
пятнами, видеть в
дорисовывает только
предложенная для
них образ и
до схематического
рисования,
дорисовывать
образа.
превращается в
штрихи до образа.
один и тот же
элемент
изображения (круг
– «колесо»).
29
Приложение№3
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,
небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага
любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку
(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги
вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета
(предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части
предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для
получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая
лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж. (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча,
широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на
столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с
заточенными концами.
30
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так,
чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с
жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью
без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой
ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку).
Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни
пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона
либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на
бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно
опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к
бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Цветной граттаж.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно
раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть,
мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так,
чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью,
смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается
рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия,
изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка,
кафельная плитка.
31
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам.
На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его
отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы
краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для
отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как
с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от
отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и
кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она
накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
32
Аннотация.
-
-
Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга красок»
художественной направленности рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на
формирование у воспитанников изобразительных умений, что способствует
повышению общей культуре ребенка.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
(творческого мышления и творческой активности) детей средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области
изобразительной деятельности;
Формировать художественно-эстетическое отношение к окружающей
действительности;
Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник
рисования;
научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и
технику, разные способы создания изображения.
Развивающие:
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки
собственных работ;
Развивать творческую активность, желание рисовать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус и трудолюбие;
Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать
коллективные композиции, развивать положительные эмоции на
предложение создавать коллективную работу.
По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в
которой учебный материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была
основана на пройденном материале и сама служила основанием для
дальнейшей «ступени» по принципу - от простого к сложному.
Группы формируются с учётом возраста детей, психологических
особенностей и их физических данных. Программа рассчитана на детей от
до 5 до 7 лет.
33
Наполняемость в группах: ожидаемое минимальное число
обучающихся в одной группе от 10 до 15 человек.
Сроки реализации образовательной программы 1 год, количество
часов – 72. Обучение проводятся один раз в неделю по 30 минут.
34