Слободо-Туринский муЕиI{!шацьrrый отде-Il управления образованием
Мlъицr,rпальное автономное дошкOльное образовательное учреждение
кСлободо-Туринский детский сад <Родничок>>
РАССМОТРЕНО
уТВЕРх{ДАЮ:
на заседании Педагогического совета
Заведуюш{иiл
Протокол Sts
Ч
о"r
rrЩ,
о{
N4AfiOY
Тчрlrrrский детский сад
с
cffJt
NэЩот
(Ралвшор
Fl.В.Ряrrова
,r!!, аГ
2а24
Щополнител ьная обruеобразовательная
обшеразвивающая прOграNIма
еС
,
lп е с п1
в е н н о н
а)) ч н о
it
на
пр а
(ЭКОСТУДИЯ>
B.|l е н lt
ос
t?1
u
Возраст учащихся; 5 - 7 лет
Срокреализации: 1 гоt
Автор-составитель:
Старший воспитатель
Суслова filTaHa Василъевна
с. Туринская Слобода,2024 г
r
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I Наименование программы:
II Направленность:
III Сведения об авторе
составителе
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Место работы
5. Должность
6. Квалификационная
категория
7. Электронный адрес,
контактный телефон
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Экостудия»
естественнонаучная
Суслова Диана Васильевна
1986
Высшее
МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Старший воспитатель
1 КК
Suslova_d@bk.ru тел. 89224890349
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта
2022 года № 678 – р);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996-р);
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных
2
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196;
- Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242
«О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного образования
детей, направленными письмом Министерства образования
и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодёжной
политике Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 -д
«Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях»;
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д
«Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере
3
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 –
Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
Устав МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад
«Родничок»
2. Объем и срок освоения
программы
3. Форма обучения:
4. Возраст обучающихся:
5. Тип программы:
6. Уровень программы
V. Характеристика
программы
По месту в образовательной
модели:
1. Цель программы:
2. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности
3.Формы мониторинга
результативности
6. Дата утверждения и
последней корректировки
72 часа; 1 года
очная
5 – 7 лет
модифицированная
стартовый
программа разновозрастного детского объединения
формирование у детей дошкольного возраста основ
экологической культуры в процессе их ознакомления с
окружающим
миром через предметно - практическую
деятельность.
экскурсии,
наблюдения,
беседы,
исследования,
эксперименты, опыты,
эколого-природоведческие игры,
дидактические игры,
работа
с энциклопедической и
природоведческой литературой.
педагогическое наблюдение, конкурс рисунков, дневник
наблюдения, викторина, диагностическая игра
4
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ1.
РАЗДЕЛ2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4.Содержание программы
Учебно – тематический план
Содержание учебно – тематического плана
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.Условияреализациипрограммы
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.3. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
стр. 5
стр. 5
стр.8
стр. 9
стр. 10
стр. 10
стр. 12
стр. 19
стр. 19
стр. 21
стр. 22
стр. 24
5
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экостудия»
естественнонаучной направленности.
Программа модифицированная, составлена на основе парциальной программы С.Н.
Николаева «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно –
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с
которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Программа модифицирована с учетом
возможностей образовательного учреждения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2
«Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными
письмом
Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства
6
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
общего и профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Актуальность программы На сегодняшний день общество все больше осознает
зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования. О необходимости
экологического образования и воспитания населения начиная с детского возраста,
отмечается в Концепции экологической безопасности Свердловской области. Об этом
говорят такие международные, государственные и региональные документы, как:
Концепция устойчивого развития общества. Стратегии природопользования и
экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года и др.
Вопрос повышения мотивации обучающихся к изучению предметов
естественно-научного цикла поднимается и в инициированной Губернатором
Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программе
«Уральская инженерная школа» на основе паритетного партнерства и сотрудничества
образовательных организаций всех уровней.
Не случайно, в системе образования вносятся изменения в традиционное
содержание работы по ознакомлению детей с природой.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка
осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые
окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Прежде всего, детям на всех возрастных ступенях нужно дать экологические
знания о мире природы не глобальной, а той, которая его окружает рядом, которая
находится «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, к
которой он может прикоснуться.
Но, пожалуй, самым важным является то, что развитие экологической культуры
личности имеет большое значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они
погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и
ответственность за природу с самого раннего возраста.
Образовательный процесс по программе построен на комплексно –
тематическом принципе. Решение поставленных задач предлагается в совместной
деятельности педагога и обучающихся, а также в самостоятельной деятельности детей.
Новизной данной программы является комплексное использование элементов
ранее
известных
и
современных
методик
детского экспериментирования,
7
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
структуризация
практического
и
диагностического материала. Программа не
подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на механическое воспроизведение
знаний.
Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре
(сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры
экологического
и
природоведческого содержания). В игровой форме дошкольники знакомятся с
объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга,
с
существованием разных сред обитания и с приспособленностью животных, растений к
условиям той или иной среды, их ролью в природе, с факторами, влияющими на их
существование.
Для развития самостоятельности у детей на занятиях используется проектная
среда, стержень которой образуют три вида самостоятельной деятельности исследовательская, познавательная, продуктивная.
Адресат программы. При организации занятий учитываются психологические
особенности целевой группы детей, которые занимаются в объединении.
Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком
активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь
от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать
действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность
действовать по предварительному замыслу.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать
вопросы и экспериментировать.
В 5 - 6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений
о свойствах различных предметов и явлений.
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об
окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние
особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные
признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно
увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка
зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие
наглядно-образного мышления, поэтому программой предусмотрено решение задач с
использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о
свойствах различных предметов и явлений.
В 5 – 7 лет преобладает правополушарный тип познавательной деятельности,
дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности природных
явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое
на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и нагляднообразного восприятия ребенком окружающего мира.
8
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Огромное значение в таком возрасте имеет исследовательская деятельность,
поэтому программой предусмотрено проведение опытов, наблюдений, в процессе
которых будут задействованы все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для
этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже
попробовать их на вкус, если это безопасно.
Программа построена с учетом типологических особенностей развития детей
дошкольного возраста. Представленные в программе задания предполагают
вариативность – возможность облегчить или усложнить предлагаемые задания,
ориентируясь на уровень развития детей.
Формирование группы с количеством обучающихся от 12 до 15 человек. Группа
может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости от
спроса на программу.
К освоению программы допускаются все дети без исключения. Зачисление в
группы производится с обязательным условием – написание заявления родителями
(законными представителями учащихся), подписание согласия на обработку
персональных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа
по охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Уровневость программы. Программа стартового уровня, который предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Данной программой предусмотрено получение обучающимися первоначальных
знаний в области экологии: знакомство с основами окружающего мира, познание
детьми элементарных взаимосвязей человека и природы,
а также
воспитание
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Особенности организации образовательного процесса. Модель реализации
программы - традиционная, т.к. представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течение 1 года обучения.
Режим занятий. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1
год обучения, 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
дошкольников составляет 30 минут.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий: экскурсии, наблюдения, беседы, исследования,
эксперименты, опыты, эколого-природоведческие игры, дидактические игры, работа
с энциклопедической и природоведческой литературой..
Перечень форм подведения итогов: педагогическое наблюдение, диагностика,
самостоятельная работа, викторина, эксперимент, устный опрос, анализ работ,
конкурсная деятельность, открытое занятие, турнир, соревнование.
1.2. Цель и задачи программы
9
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Цель программы: формирование
у детей дошкольного возраста основ
экологической культуры в процессе их ознакомления с окружающим миром через
предметно - практическую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных
пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного
отношения к природе;
- формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий
по отношению к окружающей среде;
- обогащать представления детей о природе родного края и различных природных
зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях
существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме), о
взаимодействии человека и природы;
- поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях,
опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной
литературы;
- поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в
элементарную природоохранную деятельность;
- формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
Развивающие:
- развитие психических процессов (внимание, память) и мыслительных операций
(сравнение, обобщение);
- развитие способности оценивать состояние природной среды, принимать правильные
решения по ее улучшению;
- развитие познавательного интерес детей к природе, желания активно изучать
природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения,
эвристические суждения;
- развитие самостоятельности детей в познавательно-исследовательской деятельности,
способности замечать противоречия;
Воспитательные:
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание
ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение
природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои
поступки.
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении
многообразии форм и красок.
1.3. Планируемые результаты
10
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Предметные:
- владеют элементарными научными экологическими знаниями о жизни животных и
растений в сообществах - экосистемы; о взаимосвязях неживой природы, растений,
животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном
мире, их взаимосвязях;
- имеют представление о природе родного края и различных природных зонах, о
многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях
существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и
природы;
- проявляют интерес к природе, активно изучают природный мир: находят ответы на
вопросы, высказывают догадки и предположения, рассуждают;
- проявляют самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности,
способны замечать противоречия;
- способны оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения
по ее улучшению;
- соблюдают экологические правила, участвуют в элементарной природоохранной
деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- способны самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать за
собой;
- аккуратно и ответственно выполняют работу;
- соблюдают правила безопасности, соответствующие программным требованиям.
Познавательные УУД:
- выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения;
- могут формулировать выводы;
- умеют объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- владеют начальными формами исследовательской деятельности;
- умеют устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- адекватно воспринимают информацию, идущею от педагога;
- свободно владеют и подают подготовленную информацию.
Личностные:
- понимают ценность природы, оказывают помощь живым существам;
- стараются сохранять природные объекты ближайшего окружения, готовы нести
ответственность за свои поступки.
1.4.Содержание программы
Учебно-тематический план
П/П
Название раздела, темы
Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
11
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Человек и природа
Вводное занятие
Человек – часть природы
Объекты неживой природы
Великая невидимка – воздух.
Знакомство с термометром.
Вода как главный ресурс планеты
Свойства воды
Вода в моём доме и в природе.
Вода в жизни растений. Влияние тепла
и света на комнатные растения.
2.7 Работа на участке детского сада. Сбор
семян, растений.
2.8 Кто живет в аквариуме? Рыбы.
2.9. Вода и здоровье человека
2.10 Простые и ценные камни в природе.
3. Живая природа
3.1 Многообразие животного мира
3.2 Животные в доме
3.3 Зачем улитки рожки?
3.4 Знакомьтесь - рептилии. Черепаха.
3.5 Сколько лап у насекомых?
3.6 Крылья, клювы и хвосты. Птицы.
3.7 Кто пьет молоко? Млекопитающие.
1.
1.1
1.2.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.8
3.9
3.10
3.11
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7.
5.
5.1
Что мы сажаем, сажая леса?
Влаголюбивые и засухоустойчивые
растения.
Микробы и бактерии.
Микроскоп и его волшебный глаз.
Охрана природы
Планета земля в опасности.
Как люди охраняют природу.
Раздельный сбор отходов
Море бывает в беде.
Работа в «уголке природы»: посев
зерновых, уход за растениями.
Работа на участке детского сада: уборка
снега, эксперименты со снегом и др.
Профессия эколога.
Природный мир моего края
Растительный мир нашего края
3
2
1
17
1
2
1,5
1,5
2
1
1,5
1
0,5
7
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
1,5
1
0,5
10
0,5
1
1
1
1
0,5
Конкурс рисунков
2
-
2
Наблюдение
2
2
2
20
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
10
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
0,5
1
1
2
1
1
0,5
1
0,5
2
2
13
2
2
2
2
2
1
1
4,5
1
1
1
1
-
1
1
8,5
1
1
1
1
2
2
-
2
1
19
2
0,5
8
1
0,5
11
1
Наблюдение
Викторина- игра
Конкурс рисунков
Наблюдение
Диагностическая
игра
Конкурс рисунков
Конкурс рисунков
Дневник
наблюдения
12
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Животный мир нашего края.
Погода в доме
Определение погодных условий.
2
2
2
1
1
1
1
1
1
Деревья нашего двора.
Птицы нашего двора.
Уральский лес.
Работа на участке детского сада:
побелка деревьев, посев семян.
5.9 Памятники природы Слободо –
Туринского района.
5.10 Итоговое занятие
Итого:
2
2
2
2
1
1
1
-
1
1
1
2
2
1
1
Мини – проект
1
72
31
1
41
Викторина
5.2
5.3.
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
Дневник
наблюдения
Кроссворд
Наблюдение
Наблюдение
Содержание учебно - тематического плана
Раздел 1. Человек и природа
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Техника безопасности и правила поведения на занятии. Знакомство с
программой и основными понятиями на тему «Экология».
Практика: Просмотр мультфильма «Фиксики – советы. Чему учит экология?» с
обсуждением.
Входящая диагностика на определение уровня экологической
воспитанности детей (Приложение 1).
Тема 1.2. Человек – часть природы.
Теория. Беседа о роли природы в жизни человека и о том, как человек использует
природную среду в своей деятельности. Просмотр иллюстраций. Просмотр
мультфильма «Фиксики – советы. Берегите природу!» с обсуждением.
Практика. Турнирная интерактивная игра «Экологическая тропа» (Приложение 2)
Раздел 2. Объекты неживой природы.
Тема 2.1. Великая невидимка – воздух.
Теория. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый
и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно
сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не
болеть? Вред табачного дыма.
Практика. Опыт «Сила воздуха»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о
свойствах воздуха в виде условных обозначений; Изготовление парашюта. Игра с
парашютами. Опыты: «С пакетом», «Движение воздуха», «Со стаканом», «С водой и
трубочкой», «Мыльные пузыри», Свеча в стакане», «Дрессированные изюминки».
Тема 2.2. Знакомство с термометром.
13
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Теория. Природные явления. Тепло и холод. Знакомство с видами (медицинский,
водяной, уличный, комнатный). Знакомство с термометром. Почему металлические
предметы холодные на ощупь? Каким образом термос сохраняет холод и тепло.
Практика. Работа с карточками, моделью термометра (Приложение 3).
Тема 2.3. Вода как главный ресурс планеты
Теория. Беседа о воде. Ценность водного ресурса. Участие воды в процессе обмена всех
веществ, которые являются основой любой жизненной формы. Просмотр
иллюстраций. Просмотр мультфильма «Фиксики-советы».
Практика. Серия опытов «Волшебница вода» (Приложение 4).
Тема 2.4. Свойства воды
Теория. Свойства воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, тяжелее воздуха). Формы
воды в природе (пар, снег, лед, жидкость). Водоёмы – океан, море, озера, реки и др.
Практика. Серия опытов «Волшебница вода» (Приложение 4).
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Тема 2.5. Вода в моём доме и в природе.
Теория. Поступление воды в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется?
Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода,
почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Практика. Опыт по очистке воды
Тема 2.6. Вода в жизни растений. Влияние тепла и света на комнатные растения.
Теория. Влияние воды на жизнь растений. Влияние тепла и света на комнатные
растения. Обсуждение о размещении комнатных растений с учётом потребности тепла
и света.
Практика. Работа в подгруппах: распределение обязанностей, выполнение опыта по
влиянию полива на состояние комнатных растений. Описание собственных
наблюдений, построение выводов, объяснение результатов.
Форма контроля. Конкурс рисунков.
Тема 2.7. Работа на участке детского сада
Практика. Самостоятельной деятельность на участке детского сада. Сбор семян в
цветнике, дикорастущих трав для подкормки птиц. Заготовка и сушка листьев растений
для аппликаций, зимних букетов, гербария, ручного труда.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Тема 2.8. Кто живет в аквариуме? Рыбы.
Теория. Искусственные водоёмы и их обитатели. Условиях жизнеобеспечения в
аквариуме (компрессор, свет, грунт). Виды рыб. Жабры и их значение в жизни рыб и
отличие дыхание рыб и млекопитающих.
14
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Практика. Упражнение: «Как мы дышим?». Эксперимент: «Зачем рыбе плавательный
пузырь?»
Тема 2.9. Вода и здоровье человека.
Теория. Значение воды в жизни и хозяйственной деятельности. Зачем человеку
нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как
выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой.
Практика. Эксперимент - сравнение температуры воды с помощью градусника для
измерения температуры.
Форма контроля. Викторина- игра «Сбережём воду!».
Тема 2.10. Простые и ценные камни в природе.
Теория. Свойства камней. Разные свойства камней – минералов. Хозяйственное
использование различных минералов. Полудрагоценные (поделочные) и драгоценные
камни. Природное происхождение некоторых их них и использовании в
промышленности. Урал - один из самых больших месторождений полезных
ископаемых.
Практика. Рассмотрение наборов полезных ископаемых.
Раздел 3. Живая природа.
Тема 3.1. Многообразие животного мира.
Теория. Беседа о диких и домашних животных. Питание питомцев и условия жизни.
Влияние деятельности людей на численность животных. Красная книга. Просмотр
иллюстраций.
Практика. Игра-путешествие «По страницам Красной книги». Интерактивная игра
«Зоопарк». «Мои друзья».
Тема 3.2. Животные в доме.
Теория. Содержание домашних животных, цель их содержания. Кошка и собака друзья человека. Как ухаживать за ними. Соблюдение требований гигиены и правил
техники безопасности при содержании животных.
Практика. Рассказ о моём домашнем животном (с использованием фотографии,
заготовленной заранее).
Формы контроля. Конкурс рисунков «Моё домашнее животное».
Тема 3.3. Зачем улитке рожки?
Теория. Образ жизни и особенности внешнего вида брюхоногих моллюсков. Внешний
вид улиток, условиях обитания, питания и образа жизни улиток. Многообразие форм
раковин моллюсков и их значении в жизни этих животных. Основы содержания этого
вида животных в домашних условиях (на примере содержания улиток ахатина). Как
приспособились эти животные в природе переживать засушливые периоды и
15
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
недостаток пищи.
Практика. Эксперимент: «значение влаги для улитки». «Запечатанная» улитка.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Тема 3.4. Знакомьтесь - рептилии. Черепаха.
Теория. Образ жизни и особенности внешнего вида рептилий. Отличия сухопутных и
водных черепах. Условиях обитания, отличиях питания и образа жизни – водных и
сухопутных черепах. Основы содержания этого вида животных в домашних условиях.
Практика. Игра- упражнение «День рожденье у Черепашки».
Тема 3.5. Сколько лап у насекомых?
Теория. Образ жизни и особенности внешнего вида насекомых. Стадии развития
насекомых,
условия
обитания,
отличия
питания
и образа
жизни.
Сельскохозяйственные насекомые (пчела), насекомые в производстве шелка, краски.
Основы содержания некоторых из них (палочник, сверчи) в домашних условиях.
Практика. Дидактическая игра «Сколько лап у насекомых», «Кто лишний».
Тема 3.6. Крылья, клювы и хвосты. Птицы.
Теория. Особенности внешнего вида птиц. Влияние сезонных изменений в природе и
поведением птиц. Условиях обитания, отличиях питания и образа жизни
водоплавающих и лесных птиц. Основы содержания некоторых из них (попугай) в
домашних условиях. Взаимодействие человека и птиц в природе.
Практика. Дидактическая игра «Кто где живет».
Тема 3.7. Кто пьет молоко? Млекопитающие.
Теория. Класс млекопитающих. Условия обитания, отличие питания и образа жизни
водоплавающих и сухопутных млекопитающих. Основы содержания некоторых из
них (котенок) в домашних условиях. Значение взаимосвязи детеныша млекопитающих
и родителей.
Практика. Форма контроля. Диагностическая игра «В гостях у Кракозябры».
Тема 3.8. Что мы сажаем, сажая леса?
Теория. Беседа о деревьях, кустарниках, травах. Лиственные деревья, хвойные
деревья. Смешанный лес. Разнообразие видов деревьев в природе. Связь деревьев с
насекомыми, птицами, зверями и другими растениями. Последствия уничтожения
деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов).
Практика. Работа в рабочей тетради- части дерева (корень, ствол, листья и пр.)
(Приложение 5) . Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через
лупу; распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам.
Тема 3.9. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
Теория. Потребности растений во влаге. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
Внешние различия растений (на примере кактуса, толстянки, спатифилума и других
16
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
растений) – толстые листья, листья- иголки и др. Приспособленность растений в
природе и к условиям произрастания – способность испарять и накапливать влагу.
Практика. Загадки о растениях. Определение комнатных растений по внешнему виду (в
«уголке природы»)
Тема 3.10. Микробы и бактерии.
Теория. Бактерии в воздухе. Вилка чистая? А твой рот чистый? Презентация «Как
выглядят микробы».
Практика. Исследования грибницы-плесени под микроскопом. Сюжетная игра
«Составь плакат». Опыт «Путешествие микроба». Опыт «Микроб в ладошке». Опыт
«Чужие микробы». Опыт «Ловим микроба». Опыт «Как спастись от микробов»
Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые». Опыт «Йод и вода грязная и чистая.»
Опыт «Как растут разные микробы». Опыт «Почему зубы крепкие и здоровые».
Тема 3.11. Микроскоп и его волшебный глаз.
Теория. Знакомимся со строением микроскопа.
помощниками микроскопа.
Практика. Опыты: «Мел и вода», «Покрасим камешки»
(объектив,
окуляр, тубус),
Раздел 4. Охрана природы
Тема 4.1. Планета Земля в опасности.
Теория. Планета наша – это огромный шар, большая часть которого покрыта океаном.
Всем обитателям планеты нужна чистая вода, чистый воздух и чистая почва. Нарушение
человеком среды обитания животных и растений. Как правильно пользоваться
ресурсами планеты, беречь и восстанавливать природу.
Практика: Просмотр иллюстраций. Экологическая акция «Батарейки, сдавайтесь!».
Форма контроля. Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир».
Тема 4.2. «Как люди охраняют природу».
Теория. Живая
и не живая природа. Взаимосвязь компонентов
природы.
Моделирование взаимосвязей в природе. Влияние человека на природу. Формы охраны
природы – заповедники, зоопарки, заказники. Правила поведения в лесу и на водоеме
(просмотр мультфильмов)
Практика. Сочинение экологической сказки.
Тема 4.3. Раздельный сбор отходов
Теория: Беседа о переработке отходов, о раздельном сборе отходов.
Практика: Просмотр иллюстраций. Настольная игра «Сортировка мусора».
Форма контроля: конкурс семейного экологического рисунка «Здоровье планеты в
наших руках!»
Тема 4.4. Море бывает в беде.
17
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Теория. О морях и их обитателях. Обитатели полярных морей: киты, тюлени, моржи
и другие животные. Влияние кораблей и нефтедобывающих буровых на морских
обитателей.
Практика. Практическая работа с глобусом или картой мира. Обозначить где какие
морские животные обитают.
Тема 4.5. Работа в «уголке природы».
Практика. Работа в «уголке природы» посев семян редиса, лука, укропа для
наблюдения за ростом. Уход за комнатными растениями: посадка, полив, взрыхление,
подкормка и др.
Форма контроля: дневник наблюдения за всходами (Приложение 6).
Тема 4.6. Работа на участке детского сада.
Практика. Уборка снега, сооружение построек из снега, подкормка птиц, стряхивание
снега с кустов и молодых деревьев. Проведение экспериментов со снегом.
Тема 4.7. Профессия эколога.
Теория. Профессия эколога и что необходимо делать, чтобы стать юным экологом.
Конкретные дела, которые могут помочь растениям, животным, водоему и др. для того
что бы улучшить состояние окружающей среды.
Практика. Ролевая игра «Я б в экологи пошёл…»
Раздел 5. Природный мир моего края.
Тема 5.1. Растительный мир нашего края.
Теория. Растения как часть живой природы. Флора и растительность. Беседа
о
разнообразии растений нашего края. Лекарственные растения. Организация охраны
растений.
Практика. Рассмотреть иллюстрации растений в Красной книге, гербарные образцы (в
том числе лекарственных растений). На основе этого и литературных данных составить
коллаж «Домашние доктора».
Тема 5.2. Животный мир нашего края.
Теория. Животные как часть живой природы. Разнообразие животных нашего края.
Животные занесённые в Красную книгу.
Практика. Экскурсия в районный историко – краеведческий музей «Животный и
растительный мир Слободо – Туринского района»
Тема 5.3. Погода в доме.
Теория. Климат моего края. Сезоны природы по существенным признакам: состояние
погоды и основные явления. Температура воздуха и влажность. Движении облаков, туч,
солнца. Явления природы: снегопад, град, туман, метель, ледоход, гроза, ветер, иней,
роса и т. д. Роль ветра в жизни человека и природы может быть отрицательной (волны,
ураганы, бури) и положительной (опыление растений).
18
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Практика. Определение времени по солнечным часам.
Тема 5.4. Определение погодных условий.
Практика. Практическая работа в малых группах в метеобудке: определение
температуры воздуха, направление ветра, влажности. Запись в дневнике наблюдения.
Форма контроля. Представление дневника наблюдения (Приложение 6).
Тема 5.5. Деревья нашего двора.
Теория. Зелёные насаждения перед домом, во дворе детского сада. Как ухаживать,
сажать деревья.
Практика. Наблюдения в природе. Анализ наблюдения за деревьями (размеры стволов,
форма, цвет и толщина коры, окраска листьев, плоды). Оформление карт наблюдения.
Форма контроля. Решение кроссворда «Листья» (Приложение 7).
Тема 5.6. Птицы нашего двора.
Теория. Многообразие птиц, выделение существенных и отличительных признаков.
Среда обитания птиц (лес, птичник, водоём). Перелётные птицы. Зимующие птицы.
Замечательные птицы: о самых маленьких, самых крупных, самых быстрых и т.д.
Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудные времена.
Практика. Развешивание кормушек для птиц, в том числе и сконструированных вместе с
родителями.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Тема 5.7. Уральский лес.
Теория. Лес, как целостная взаимосвязанная система. Значение леса в жизни человека
(эстетическом, оздоровительном, хозяйственном). Особенности растительного и
животного мира Уральского леса. Правила поведения в лесу. Животные уральского
леса и их условиям жизни в нем.
Практика. Дидактические игры «Чей след?», «Угадай, где я живу?». Экологическая
сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу».
Тема. 5.8. Работа на участке детского сада.
Практика. Помощь в побелке деревьев, содействие воробьям в постройке гнезд
(положить на кормушку лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату). Посев
семян цветов для клумб.
Форма контроля: педагогическое наблюдение.
Тема 5.9. Памятники природы Слободо – Туринского района.
Теория. Что такое памятник природы. Устье реки Ницы – место произрастания редких
водных растений: кувшинка и кубышка жёлтая. Вязовые лески близ села Ницинского. Для
чего нужны памятники природы.
Практика. Работа с картой Слободо – Туринского района: найти и обозначить памятники
природы.
19
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Форма контроля. Мини – проект «Мой памятник природы» (совместно с родителями).
Тема. 5.10. Итоговое занятие.
Практика. Форма контроля. Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата начала
1 сентября
Дата
окончания
31 мая
Количество
учебных недель
36
Количество
учебных дней
72
Количество
учебных часов
72
Режим
занятий
2 раза по 1
часу
2. Организационно-педагогические:
- возможность участия в исследовательских проектах;
- освещение мероприятий программы на сайте учреждения, в районной газете
«Коммунар».
3. Кадровые.
Программа предусмотрена для педагога с высшим или средне -специальным
педагогическим образованием без предъявления к стажу педагогической работы или лица,
не имеющего соответствующего образования, но обладающего достаточным
практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющего качественно и в полном
объеме возложенные на него должностные обязанности, представленного по
рекомендации руководителя учреждения, в порядке исключения, на должность педагога
дополнительного образования.
4. Материально - техническое обеспечение
1. Шкафы для хранения учебных пособий.
2. Столы ученические – 8 шт.
3. Стулья ученические лабораторные – 15 шт.
4. Ноутбук – 1 шт.
20
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
5. Многофункциональное устройство – 1 шт.
6. Микроскоп
7. Фотоаппарат
8. Инструменты для работы на участке: грабли, лопаты, совки.
9. Гербарии
10. Наборы полезных ископаемых
11. Лупа
12. Термометр
13. Канцелярские принадлежности: бумага, альбомы, карандаши, краски и др.
Дидактические материалы:
- комплект карточек «Дикие и культурные растения», «Лекарственные растения»,
«Животные Свердловской области»;
- тематические подборки к изучаемым темам (иллюстрации, научно-популярная
литература);
- карточки заданий для практических работ;
- кроссворды, сканворды, ребусы;
- методическое пособие с дидактическим материалом "Экология края" С.Вохринцева;
- банк презентаций, видеороликов, онлайн-тестов;
- творческие задания для обучающихся (тесты, кроссворды, интеллект-карты);
- раздаточные карточки с видами растений;
- схематические рисунки;
- фотографии культурных растений, животных;
- раздаточный материал - овощи, фрукты, ягоды, злаки, плоды, цветы, листья;
- домино – «Наш сад», «Обитатели моря», «Домашние животные»;
- детское лото - «Собирай-ка» (овощи, фрукты, грибы, цветы), «Дары природы»,
«Животный мир», «Кто, где живет»;
- азбука животного мира (в стихах, загадках, раскрасках);
- дидактическое пособие «В мире животных;
- карты: географическая карта мира и природных зон, зоогеографическая карта мира,
географические и зоологические карты России, Свердловской области, глобус.
- игра «Что вокруг меня растет?», «Кто вокруг меня живет?» и др.
5. Методические условия.
Данная программа подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями
окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения
человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию
у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее многочисленным обитателям живым существам, являющимся нашими друзьям, «братьями нашими меньшими»,
помощниками, за жизнь которых все мы несем ответственность.
Для организации и эффективного обеспечения достижения цели, задач и целевых
ориентиров программы предусмотрено выполнение следующих условий:
1. Формировать у дошкольников познавательный интерес к исследовательской
деятельности через постановку проблемы;
2. Поощрять инициативу, самостоятельность, креативность;
21
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
3. Способствовать развитию логического мышления в процессе высказывания
предположений дошкольников о том или ином процессе или явлении;
4. Предоставлять возможность дошкольником для проверки своих предположений на
практике.
На занятиях учитываются возрастные особенности обучающихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания, поэтому постоянная необходимое условие
проведения занятия - смена деятельности, форм и методов в процессе освоения
темы.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, информативной.
Используются наглядные пособия, дидактический материал, интерактивные средства
обучения, аудио- и видеоматериалы, различные игровые формы, что делает занятия не
только более интересными, эмоционально яркими, но и способствует лучшему усвоению
предлагаемого материала.
Практические работы выполняются индивидуально и небольшими подгруппами. В
конце каждого занятия подводятся итоги.
При проведении занятий используются различные формы и методы обучения,
которые дополняют друг друга и делают усвоение учебной
программы более
эффективным. Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии, работа на участке дают возможность руководителю углубить интересы
обучающихся,
помогают
формировать дружный коллективе чувство взаимных
интересов, ответственность.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и
опытами.
При выборе темы экспериментальной деятельности рекомендовано соблюдать
следующие правила:
1.Тема должна быть интересной ребёнку и увлекать его;
2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу
участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта,
получить новые полезные знания, умения и навыки);
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,
необычности.
В конце учебного года вводятся элементы краеведения наиболее подробное
ознакомление с отдельными компонентами природы обучения. Пристальное внимание
детей следует направить на изучение особенностей природных зон земли и родного
края, особенностями климатических зон, характерных представителях животного и
растительного мира различных географических областей, боле подробно изучают жизнь
животных и растений, знакомятся с природоохранной деятельностью человека. Обучение
предполагает использование и реализацию форм организации материала с включение
большего объема практической, досуговой деятельности, а также интеллектуальнотворческих мероприятий с возможным участием родителей.
22
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
В рамках реализации программы предусмотрен входной контроль только лишь для
того, чтобы педагогу сориентироваться на уровень сложности подачи материала.
Входной контроль осуществляется для определения уровня экологической воспитанности
детей в форме беседы с практическими заданиями.
Текущий контроль осуществляется при изучении основных разделов программы и
осуществляется в форме наблюдения, в процессе которого педагог определяет степень
усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск
способов их предупреждения и исправления.
Используются диагностические игры, конкурсы рисунков, которые демонстрируют
умения детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства, мысли.
Помимо этого, дети ведут дневник наблюдения, в котором фиксируют результаты
наблюдения, экспериментальной деятельности, опытов. Некоторые из записей являются
контрольными точками в рамках текущего контроля (Приложение 6)
Итоговое занятие проводится в форме викторины, вопросы которой подбирают
сами учащиеся в течение всего курса. По итогам викторины победители награждаются
грамотами и сувенирами.
Итоговая аттестация не предусмотрена. Педагог определяет уровень усвоения
программы по показателям, представленным в Приложении 8.
2.3. Список литературы
Литература для педагога:
1. Алексеев В. А. «Кто и как в мире животных двигается». Ярославль: Академия
развития, 2001 г.
2. Белавина И. А. «Планета - наш дом». М.: «ACADEMIA», 1995 г.
3. Бианки В. «Рассказы о природе». М.: РИО «Самовар 1990», 2003 г.
4. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Воронеж:
Издательство «Учитель», 2002 г.
5. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж:
Издательство «Учитель», 2002 г.
6. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2002 г.
7. Волчкова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада
(экология)». Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г
8. Зотов В. В. «Лесная мозаика». М.: Просвещение, 2003 г
9. Зверев А. Т. «Экологические игры». М.: Просвещение, 2001 г. Коломина Н. В.
«Воспитание основ экологической культуры в детском саду (сценарии занятий)». М.:
ТЦ «Сфера», 2005 г.
10. Левитман М. Х. «Экология предмет: интересно или нет?». СПб.: «Союз» 2001 г
Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми».
11. Молодова Л. П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию».
Мн.: ООО «Асар», 2004 г.
23
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
12. Николаева С. Н. «Эколог в детском саду». М.: Мозаика – Синтез,2004 г
13. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. Мир животных и
растений». Ярославль: Академия развития, 1998 г.
14. Онегов А. С. «Занимательная ботаническая энциклопедия (цветущие травы)».
М.: Педагогика – Пресс, 2000 г.
15. Панасийчук В. «Удивительная прогулка. Экология в играх». Ярославль:
Академия развития, 2000 г.
16. Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет».
Ярославль: Академия развития, 2000 г.
17. Плешаков А. А. «Зелёные страницы». М.: Просвещение, 2008 г.
18. Плешаков А. А. «От земли до неба». М.: Просвещение, 2008 г.
19. Плешаков А. А. «Зелёный дом». М.: Просвещение, 2008 г.
20. Плешаков А. А. «Тематическое планирование по программе «Зелёный
дом»». М.: Просвещение, 2001 г.
21. Плешаков А. А «Мир вокруг нас». М.: Просвещение, 2002 г.
22. Плешаков А. А. «Поурочные планы по учебнику «Мир вокруг нас»».
Волгоград: «Учитель – АСТ», 2002 г.
23. Рыжова Н. А. «Воздух – невидимка». М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2015 г.
24. Рыжова Н. А. «Волшебница вода». М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2017 г.
Литература для родителей:
1. Алексеев В. А. «Кто и как в мире животных двигается». Ярославль: Академия
развития, 2001 г.
2. «Стихи о временах года и игры» О.Е.Громова, Т.Н.Соломатина Москва 2000
3. Занимательная экология» Е.А.Щербанёва .Издательство «Учитель», Волгоград
2010
4. Про зелёные леса и земные чудеса» Н.В.Лыско, М.В. Матвеева .
5. Сербина Е. «Энциклопедия детских игр». М.: Просвещение, 2002 г.
6. Соколова Е. И. «Загадки мудрой совы». Ярославль: Академия развития,
7. Соколова Е. И. «Загадки лесной опушки». Ярославль: Академия развития
8. Сербина Е. «Энциклопедия детских игр». М.: Просвещение, 2000г.
9. Мясникова С.Л. Экология для больших и маленьких, Чебоксары: КЛИО,
2013
10. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», «Птицы», «Насекомые», «Чей дом?»
11. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле, Ростов/нД:
Учитель,2003.
Литература для детей:
1. Русские народные сказки.
2. «Петушок и бобовое зернышко», «Иван-царевич и серый волк», «Два мороза»,
«Лиса и заячья избушка», «Морозко», «Лиса и волк», «Гуси- лебеди»,
«Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и
братец
Иванушка», «Марья Моревна», «Хрустальная гора» и др.
24
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
3. Сказки и легенды народов мира.
4. «Смелый муравей», «Живая вода», «Чудо-соловей», «Солнечная девочка»,
«Обезьяны и бабочки», «О мышке и трех серебряных листочках», «Украденная
песенка», «Как воробей Чирик был принцем», «Как утка землю добывала» и др.
5. Андерсен Г. Гадкий утёнок.
6. Бианки В. Приключения муравьишки.
7. Гаршин В. Лягушка-путешественница.
8. Маршак С. Двенадцать месяцев.
9. Ушинский К. Четыре желания.
10. Ушинский К. Ветер и солнце.
Приложение 1
Диагностика на определение уровня экологической воспитанности детей
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить,
имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. (тетрадях) набор картинок с изображением объектов живой и неживой
природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое,
зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Беседа с детьми. Детям предлагается из набора картинок выбрать
объекты живой природы.
После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о необходимых условиях для
жизни животных.
Материал. (тетрадях) набор картинок с изображением объектов живой и неживой
природы необходимые для жизни (солнышко, вода, еда и др.)
- Что нужно (называется объект) для жизни?
25
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
- Без чего он не может прожить?
Приложение 2
Игра «Экологическая тропа»
Игра проходит по станциям:
1. Музыкальная
2. Грибная
3. Природная аптечка
4. Игровая
5. Экознаки
Каждая команда получает маршрутный лист и отправляется выполнять задания на
каждой станции.
26
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Станция «Музыкальная»
Нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях, растениях,
животных и т.д.
Станция «Грибная»
Ответить на вопрос, найти нужную картинку
Собрать пазл, прочитать о целебных свойствах растения
Станция «Игровая»
Каждый получает карточку с изображением животного. Задание: объединиться по
группам, нужно определить, по какому признаку, надо собраться в группу
Станция «Экознаки»
Повторить правила поведения в природе, объяснив знаки.
Приложение 3
Модель термометра
27
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Приложение 4.
Серия опытов «Волшебница вода»
28
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Опыт «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда».
Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы
будем поить их водой. Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из
детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть - пролилась вода или нет. Что
произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это
произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому
что она жидкая). Mы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется
и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы
наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода, какая? (Вода жидкая). Если стакан
слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).
Опыт «Прозрачная вода может стать мутной». Налить в стакан чистую воду, бросить в
него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в
стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать,
опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит
в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная?
(Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его
хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может
быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В
какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).
Опыт «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить». Открыть кран, предложить
понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета
вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё
краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода?
(Красная, синяя, желтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску
добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё
добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт «Вода может литься, а может брызгать». В лейку налить воду. Воспитатель
демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку
наклоняю? (Вода льётся). Откуда льется вода? (Из носика лейки?). Показать детям
специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что
это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую
погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ.
Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что
капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить
подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему?
(На них брызгаливодой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
29
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может
литься, а может разбрызгиваться).
Опыт «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени». Салфетки
намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на
ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в
воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфтки чтобы постелить
на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной
стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая висит на
солнце или та, которая в тени? (На солнце).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце
высыхает быстрее, чем в тени).
Опыт «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить». Предложить
рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно
её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце
высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на
клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А
палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям
легче дышится, если почву полить и взрыхлить).
Опыт «Руки станут чище, если помыть их водой». Предложить с помощью формочек
сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными.
Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали
ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает
сделать это.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Опыт «Какая лужа высохнет быстрее?» Ребята, вы помните, что остается после
дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие
лужи, а после маленького дождя лужи бывают…(маленькими). Предлагает
посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель
разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая
лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают
целый день.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или
маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее).
Опыт «Помощница вода». На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.
Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не
очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть,
30
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы,
крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку
намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов,
предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды.
Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми
после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).
Опыт «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду». Налить воду в
стакан. Что мы знаем о воде? Вода, какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и
вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с
водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень
холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в теплом месте. Что станет
со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда
очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).
Опыт «Вода не имеет формы». Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы
опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку. Нет, в любом месте
он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята
нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода
принимает форму того предмета, в котором находится. А на ровном месте
расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт «Радуга». Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду
под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену.
Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода
выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия
спросите детей на что похоже слово "ра-дуга"? Что такое дуга? Какая она?
Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется
кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть,
назвали ее «ра-круг».
Приложение 5.
Части дерева
31
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Приложение 6.
Дневник наблюдения
32
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Приложение 7.
33
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
Кроссворд «Листья»
Приложение 8.
Определение результатов обучения по дополнительной общеразвивающей
34
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.1. Теоретические
знания (по основным
разделам программы)
1.2. Владение
специальной
терминологией
Вывод:
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
2.3. Творческие
навыки
Критерии
Степень выраженности оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
Соответствие
Минимальный уровень (ребенок овладел
теоретических знаний менее чем 1/2 объема знаний,
ребенка
предусмотренных программой);
программным
Средний уровень (объем усвоенных знаний
требованиям
составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период)
Осмысленность и
Минимальный уровень (ребенок, как
правильность
правило, избегает употреблять специальные
использования
термины);
специальной
Средний уровень (ребенок сочетает
терминологией
специальную терминологию с бытовой)
Максимальный уровень (специальные
термины употребляет осознанно в полном
соответствии с их содержанием)
Уровень
Низкий
теоретической
Средний
подготовки
Высокий
2. Практическая подготовка ребенка.
Соответствие
Минимальный уровень (ребенок овладел
практических умений менее чем ½ предусмотренных умений и
и навыков
навыков);
программным
Средний уровень (объем усвоенных
требованиям
умений и навыков составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период)
Отсутствие
Минимальный уровень (ребенок
затруднений в
испытывает серьезные затруднения при
использовании
работе с оборудованием);
специального
Средний уровень (работает с
оборудования и
оборудованием с помощью педагога)
оснащения
Максимальный уровень (работает с
оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
Креативность в
Начальный (элементарный уровень развития
выполнении
креативности (ребенок в состоянии
Баллы
1
3
5
2
3
5
До 2
3-6
7-10
2
3
7
2
3
7
2
35
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
практических
заданий
Вывод:
3.1. Учебнокоммуникативные
умения:
3.2. Умение слушать
и слышать педагога
3.2. Умение
выступать перед
аудиторией
3.3. Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1. Умение
организовать свое
рабочее место
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил безопасности
3.3.3. Умение
аккуратно выполнять
работу
Вывод:
Заключение
выполнить лишь простейшие задания
педагога);
Репродуктивный уровень (выполняет в
основном задания на основе образца)
Творческий уровень (выполняет
практические задания с элементами
творчества)
Уровень
Низкий
практической
Средний
подготовки
Высокий
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
Адекватность
Уровни - по аналогии с п. 2.1.
восприятия
информации, идущей
от педагога
Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Аккуратность и
ответственность в
работе
Уровень
общеучебных
умений и навыков
Результат обучения
ребенка по
программе
3
7
До 6
7-14
15-21
2
6
8
Уровни - по аналогии с п. 2.1.
3
6
9
Уровни - по аналогии с п 2.1.
3
6
8
Минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 объема навыков соблюдения
ПБ, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных
навыков составляет более 1/2)
Максимальный уровень (ребенок овладел
практически весь объем навыков,
предусмотренных программой за
конкретный период)
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
3
6
8
3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100
Аннотация
36
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Родничок»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Экостудия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экостудия»
естественнонаучной направленности.
Цель программы: формирование
у детей дошкольного возраста основ
экологической культуры в процессе их ознакомления с окружающим миром через
предметно - практическую деятельность.
Программа построена с учетом типологических особенностей развития детей
дошкольного возраста. Представленные в программе задания предполагают
вариативность – возможность облегчить или усложнить предлагаемые задания,
ориентируясь на уровень развития детей.
Формирование группы с количеством обучающихся от 12 до 15 человек. Группа
может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости от
спроса на программу.
К освоению программы допускаются все дети без исключения. Зачисление в
группы производится с обязательным условием – написание заявления родителями
(законными представителями учащихся), подписание согласия на обработку
персональных данных. Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа
по охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Программа стартового уровня, который предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Данной программой предусмотрено получение обучающимися первоначальных
знаний в области экологии: знакомство с основами окружающего мира, познание
детьми элементарных взаимосвязей человека и природы,
а также
воспитание
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1 учебному часу. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность
одного учебного часа для дошкольников составляет 30 минут.
37